Рекомендации по профессиональной ориентации школьников
Составила
практический психолог МОУ «Гимназия « 61 г. Донецка»
Волоховская И.В.
Администрации
1. Создавать программу временной перспективы.
2. Организовывать встречи для учащихся с представителями различных профессий с целью профпросвещения.
3. Налаживать связи с высшими учебными заведениями.
4. Предоставить возможность учащимся обучаться в секции МАН.
5. Осуществлять связь с внешкольными учреждениями, которые посещают учащиеся.
6. Проводить общешкольные родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы, связанные с самоопределением, саморазвитием, самовоспитанием, самореализацией.
7. Проводить консилиумы «Профессиональные намерения и возможности учащихся класса».
8. Учитывать, что подготовка учащихся к выбору профессии является органической частью всего УВП и начинать ее надо с младших классов.
9. Проводить семинары для родителей с целью психопросвещения.
Учителям
1. Проводить дискуссии о требованиях профессии к человеку.
2. Вместе с психологом сопоставить эти требования с качествами подростка и дать рекомендации.
3. Формировать у подростков способности совершать профессиональный и жизненный выбор.
4. Формировать морально-волевой «тыл» самоопределяющегося человека (самостоятельность, творчество, воспитанность, образованность).
5. Содействовать пробуждению собственной активности каждого молодого человека.
6. Проводить с учащимися цикл бесед «Профессия как жизненная ценность», «Поведение и культура», «Поведение и твоя нравственная позиция», «Умение вести разговор – это талант», «Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство» и др.
7. На родительских собраниях обсудить вопросы, связанные с самоопределением, самовоспитанием, самореализацией старшеклассников.
8. Классным руководителям вместе с психологом проводить различные профориентационные игры.
9. Учителям-предметникам развивать продуктивное творческое мышление, стимулировать самостоятельность и инициативу в обучении и саморазвитии.
10.Содействовать развитию самосознания учащихся.
11.Формировать творческий потенциал одаренных детей.
12.Провести родительское собрание «Влияние семьи на самоутверждение подростков».
13. Использовать в работе с подростками «Дискуссионный диалог» как один из приемов профессиональной ориентации.
Психологам
1. Исследовать личностные качества учащихся.
2. Использовать методики профдиагностики учащихся.
3. Проводить индивидуальные диагностико-корректирующие, диагностико-развивающие профконсультации.
4. Формировать готовность к внутренним компромиссам на пути к успеху.
5. В работе с учащимися использовать тренинго-коррекционные методы, позволяющие осуществлять помощь в выборе профессии как жизненной ценности.
6. Формировать у подростка готовность к достойному поведению в ситуациях ненормального жизненного и профессионального кризиса.
7. Проводить цикл бесед: «С чего начать самоопределение», «Знаешь ли ты себя?» «Ты среди людей», «Каков характер, таковы и поступки», «Твое настроение».
8. Проводить тренинги для учащихся и обучающую тренинговую работу с учителями.
9. Организовать консультационную работу с учащимися, родителями, учителями.
10.Принимать участие в проведении родительских собраний по данной проблеме.