Версия сайта для слабовидящих
X

Введите пароль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия информационных технологий №61 города Донецка"

Обложка Киевский 61

Menu

 

Памятка
«Психологическое сопровождение ЕГЭ»
(для педагогов)

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам,
уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с
задачей, стоящей перед Вами:

• Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и
проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными
категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся
к ЕГЭ;

• Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших
учащихся к ЕГЭ;

• Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Старайтесь отвечать на эти вопросы;

• Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

• Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ,
ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

• Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень
тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

• Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в
процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;

• Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на
возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут
содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и
т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

• Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками
целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;

• Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов,
связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.

 


Рекомендации педагогам по работе с выпускниками во время подготовки к экзаменам
Чтобы поддержать учащихся (особенно тревожных) при подготовке и
во время экзамена необходимо:
1. Принимать индивидуальность подростка. Проявлять веру в него,
эмпатию к нему. Демонстрировать любовь и уважение к нему.
2. Поддерживать в нем высокую самооценку, что дает способность
принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки,
помогает не прятаться от трудностей, а преодолевать их, сохраняя свою
целостность.
3. Создавать доброжелательную атмосферу на консультациях и во
время экзаменов.
4. При слишком сильной заинтересованности в результатах, т. е. при
избыточной мотивации человек испытывает сильное эмоциональное
возбуждение, тревогу, которые могут перерасти в состояние
стресса, фрустрации. Поэтому иногда полезно несколько снизить мотивацию,
не ставить перед собой сверхзадач и сверхцелей.
5. Состояние тревоги и стресса может возникать даже от недостатка
информированности по какой-либо проблеме, и неопределенность подобного
рода может вводить его в состояние фрустрации. Поэтому необходимо дать
наиболее полную информацию, которая ему поможет сориентироваться и
организовать себя в подготовке к экзаменам. При знакомстве учащихся с
требованиями к экзаменам, подойти индивидуально к учащимся тревожным,
опираться на их сильные стороны и, наоборот, избегать подчеркивания их
промахов.
6. Проведение консультаций по предмету с тревожными детьми
лучше не в форме групповых занятий, а индивидуально, при этом
обязательно подбадривать: «Ты обязательно справишься», «У тебя все
получится», «Ты все знаешь». Помочь учащимся разбить большие задания на
более мелкие, чтобы лучше справиться с ними.
7. Использовать слова поддержки:
• зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо;
• у тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты
начать...
• это серьезный вызов, но я уверена, что ты к нему готов,
Исключить слова-разочарования, слова с частицей НЕ.
При волнении голос становится более высоким, и в нем появляются
металлические нотки, что увеличивает состояние тревоги.
8. Вербализировать свои чувства. Если педагог говорит учащимся о
том, что он тоже волнуется, то:
• это снижает тревожность самого педагога;

• уравнивает детей с педагогами в области чувств, что само по себе
снижает тревожность у учащихся;
• выпускник будет более спокойно относиться к напрягающим
моментам в поведении педагога.
• внушает уверенность.
Поддерживать контакт с родителями:
• довести до них все требования к ЕГЭ;
• установить совместный контроль за подготовкой (своевременное
оказание помощи родителям, при необходимости). Ведь знание информации
- это 50% успеха;
• обсуждение (желательно, индивидуальное с тревожными учащимися)
• результатов тренировочных предэкзаменационных работ.
• позволить учащимся самим найти ошибки и оценить свою работу.
9. Эмоционально поддерживать:
• уметь взаимодействовать с учащимися;
• внести юмор, ценность в успехе;
• уверенность в знаниях;
• повышать самооценку.
10. При активной подготовке к экзаменам не использовать уроки
физкультуры не по назначению, а полезнее еще добавить физические
нагрузки, так как они успокаивающе действуют на возбужденную нервную
систему и поэтому являются хорошим «антидепрессантом».
11. Демонстрировать оптимизм. Наши мысли, чувства
передаются окружающим через выражение лица, жесты, тональность, голос.
Так педагог передает учащимся позитивную и негативную энергию.
Оптимизм учителя необходим школьникам, так как вера преподавателя в них
становится важнейшим источником веры в себя, повышает самооценку,
вдохновляет на серьезное отношение к подготовке и самовоспитание.
12. Поощрять все проявления самостоятельности, уверенности.
13. Не сравнивайте достижения ребёнка с другими детьми, сравнивайте
с его собственными достижениями, оценивайте улучшения его собственных
результатов.

 


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ



В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому

Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен тот факт: если   запоминание информации и ее воспроизведение происходит в сходных условиях, то воспроизведение будет   более успешным.

Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе – это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В наших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

1.    Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, и входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли о возможном провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

2.    Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача – как можно сильнее запугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем – напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием – это не так уж хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

3.    Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4.    А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими – то интересными приемами усвоения знаний? Если вы, знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения.  

5.    Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку   приемов     усвоения знаний.

6.    Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект – это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске.

7.    Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.


НА ЭКЗАМЕНЕ

рекомендации для учителей


Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе

§  Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

§  Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.

§  Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т. к. экзамены могут длиться более 3-х часов.

§  Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах – такое цветовое "пятно" благотворно повлияет на творческую активность школьников.





Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена

§  Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

§  Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.

§  Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.

§  Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.

§  Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

§  Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.

 


 

ОСТРАЯ СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ


Если вдруг выпускник столкнулся с экзаменационным стрессом, вы можете воспользоваться практическими советами врачей и психологов


1.       Дыхательная гимнастика “Выдыхаем - стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.

2.       Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.

3.       Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.

4.       Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубы-ми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 ми-нут.

5.       Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.

6.       Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.

7.       Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты.

 


 

ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРАМ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ


Успех любой деятельности в значительной степени зависит от условий организации этой деятельности. Введение экзаменационных процедур, основанных на технологии тестирования, требует учета особых организационных моментов. Проводя анкетирование выпускников образовательных учреждений, сдававших экзамен в форме ЕГЭ, психологи выявили факторы, мешающие им во время проведения ЕГЭ и влияющие на их эмоциональное состояние.


Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, выявлены:

·       Шум в аудитории;

·       Негромкий голос организатора проведения ЕГЭ в аудитории;

·       Яркая одежда организатора проведения ЕГЭ в аудитории;

·       Стук каблуков.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ


1.Объясняйте правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции.

2. Наибольший вред учащимся причиняет монотонность вашей речи. Акцентируйте важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников. Используйте с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование. Это придаст выразительность вашим словам. Если хотите подчеркнуть что – то, уменьшите темп и используйте приемы выразительной речи.

3. Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом экзамена предупредите выпускников, на вопросы какого характера, они могут получить от вас ответ и на какие вопросы вы, не имеете права отвечать.

4. Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально. Это поможет избежать шума в аудитории, так мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания.

5.Подбирая себе одежду, помните, что цветовое пятно может поднять настроение и, наоборот, сочетание некоторых цветов может вызвать раздражение окружающих. Постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма. Выберите туфли на «мягком» каблуке.



Словом поведением во время проведения экзамена показывайте пример выпускникам: сдерживайте свои эмоции. Ситуация экзамена уже сама по себе вызывает эмоциональное напряжение у экзаменующихся. Ваши реакции могут усилить состояние напряженности и беспокойства.

При опросе учащихся отмечали, что во время сдачи экзамена они находятся в состоянии беспокойства, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно

поэтому ваш стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся. Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной причиной волнения выпускников



ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ

         Не используйте в общении с учащимися:



v УГРОЗЫ («Если ты не прекратишь …»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции , сообщите ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, о его поведении.



vКРИТИКУ («Сколько раз уже говорили…», «Слушать надо…»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задание. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз: многие выпускники просто не слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что вы говорили для всех.



vМОРАЛЬ, НРАВОУЧЕНИЯ, ПРОПОВЕДИ ( «Ты обязан вести себя как подобает…») обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».


vВЫСМЕИВАНИЕ (Не будь лапшой …», «Что за тупица…»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями вы продемонстрируете лишь уход от разговора. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися.

vУГОВОРЫ («Успокойся, это неважно»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен…)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.



НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ - ЭТО АВТОМАТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ, ПОЭТОМУ СТАРАЙТЕСЬ УТОЧНИТЬ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКШИЕ У УЧАЩЕГОСЯ, ПРИ ПОМОЩИ НАВОДЯЩИХ ВОПРОСОВ.

 

 


 

Готовимся к экзаменам (советы психолога)
ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Правополушарные дети.
Краткая психологическая характеристика



Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария.

У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.


Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена


Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.


Стратегии поддержки


Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых
заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).



Дети-синтетики.
Краткая психологическая характеристика


Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.


Основные трудности




Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана.

Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно
рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.



Стратегии поддержки


Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием.

При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на
экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.


Тревожные дети.
Краткая психологическая характеристика


Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого.

Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.



Основные трудности


Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта с взрослым.


Стратегии поддержки


Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе.
Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.


Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».


Неуверенные дети.
Краткая психологическая характеристика


Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи
других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют.


Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В
поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.



Основные трудности


Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на
собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.


При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети
испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.



Стратегии поддержки


Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет
решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).



Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.
Краткая психологическая характеристика


Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.


Основные трудности


ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.


Стратегии поддержки


Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их
вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.



Перфекционисты и «отличники».
Краткая психологическая характеристика


Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено, и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для
того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.



Основные трудности


ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.


Стратегии поддержки


Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания, для выполнения и не нужно будет делать все подряд.


Астенические дети.
Краткая психологическая характеристика


Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с
особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.



Основные трудности


ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.


Стратегии поддержки


При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать
перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.



Гипертимные дети.
Краткая психологическая характеристика


Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя
скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.



Основные трудности


Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества
обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.



Стратегии поддержки


Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения
задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.



«Застревающие» дети
Краткая психологическая характеристика


Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность
заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.



Основные трудности


Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей.


Стратегии поддержки


Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут
ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.



Аудиалы и кинестетики.
Краткая психологическая характеристика


Известно, что у человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три
модальности (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.



Основные трудности


В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и кинестетиков.


Стратегии поддержки


Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух.
Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом).


КАК НАУЧИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ С ИЗЛИШНИМ

ВОЛНЕНИЕМ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ?

1.  Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале,
посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно.
Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам
воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он,
волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные,
ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся,
как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают
готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику
готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
2.  Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием,
называемый «доведение до абсурда». Главная задача - как можно сильнее напугать
себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга
посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на
самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас
каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого
волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
3.  Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего
хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все
преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если
экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто
демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
4.  А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то
интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты,
обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и
знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения.
Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку
приемов усвоения знаний.
5.  Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами.
Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника,
это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных
обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе,
на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую
простую и приятную для них деятельность.
6.  Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память.
Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения
и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не
помешают), а затем покажите (или расскажите) их учащимся. Можно включать эти
упражнения в структуру урока, используя их для настроя класса перед
контрольными работами.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Сядь удобно, закрой глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях.
Сосредоточься на формуле "Я спокоен". Мысли отгонять не стоит, так как это
вызовет дополнительное напряжение. Позволь им проплыть, подобно облакам в
небе.
Мысленно повтори 5-6 раз "Правая рука тяжелая". Затем повтори исходную
формулу "Я спокоен".
Затем снова 5-6 раз произнеси формулу "Левая рука тяжелая". Снова повтори
мысленно "Я спокоен".
Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, можно кисти сжать в кулаки и
открыть глаза, сделав глубокий вдох и выдох. Затем тоже проделайте с ногами.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и
положить расслабленные руки на колени.
1 фаза (4-6 сек.) Глубокий вдох через нос.
2 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания.
3 фаза (4-6 сек.) Медленный плавный выдох через нос.
4 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания и т.д.

Login Form

Счетчик посещений

1968399
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Все дни
628
1660
7149
5481
18269
22855
1968399

Forecast Today
2400

3.23%
51.03%
3.67%
1.23%
0.31%
40.53%
Online (15 minutes ago):10
10 guests
no members

Your IP:3.239.91.5