Требования к поощрениям
Поощрение должно быть справедливым. Необходимо учитывать характер поступка, ценность мотивации, степень прилагаемых волевых усилий.
При поощрениях необходимо соблюдать меру. Они не должны быть слишком частыми (что может, привести к развитию эгоизма, самоуверенности) или, крайне редкими (что может привести к формированию заниженной самооценки). То есть, любое поощрение должно быть уместным, объективным.
Опасно думать, что можно воспитать самоуважение ребенка, расточая ему похвалы. Если слова взрослого являются неопределенными (хороший, молодец...), то дети не верят им, особенно подростки. При похвале ребенка необходимо постараться описать то, что он сделал, как можно точнее.
Для предотвращения привыкания, угасания реакции на данные стимулы желательно использовать разнообразные виды поощрений.
Поощрения следует сочетать с предъявлением новых требований.
Можно поощрять всю группу: это усиливает коллективистские черты всех ее членов, способствует повышению, уровня сплоченности.
Для того чтобы закрепить желание ребенка хорошо себя вести, можно произносить похвалу в присутствии других взрослых. Однако здесь имеется одна особенность: похвала перед взрослыми «работает» лучше с детьми младшего возраста. Подростки не любят, когда о них говорят в присутствии других, это только заставит их смущаться. Следует учитывать возрастные особенности
Психологические требования к наказаниям:
1. наказания должны быть точно ориентированы, и иметь свою цель (так как возможно закрепление отрицательных черт личности: тревожность, агрессивность);
2. любое наказание воспитанника не должно унижать его достоинства;
3. наказания нельзя применять против всей группы, так как в этом случае усиливается солидарность и сплоченность, сохраняющие негативное поведение;
4. наказания не должны быть частыми, чтобы не возникла адаптация к ним;
5. наказания не должны быть слишком отсроченными, так как долгое его ожидание повышает тревожность и напряженность, а его осуществление затем воспринимается как облегчение, приобретая характер поощрения;
6. наказания должны быть соразмерны проступку (желательно избегать слишком мягких наказаний);
7. необходимо наказывать непосредственно вслед за ситуацией, вызвавшей необходимость в наказании, или воспроизвести эту ситуацию снова;
8. необходимо избегать одновременного применения поощрения и наказания;
9. наказывать наедине, если наказание привлекает к воспитаннику внимание, то оно может играть роль скорее положительного подкрепления, чем наказания;
10. необходимо учитывать индивидуальные свойства воспитанника;
11. нельзя наказывать ребенка в эмоционально возбужденном состоянии, так как значимость стимулов может восприниматься ребенком иначе, чем в спокойном состоянии;
12. нужно позволить воспитаннику выбирать меру поощрением и наказанием, используя метод «золотой середины» (например: если ты не сделаешь уроки, то не пойдешь гулять).