Формирование толерантных отношений у современных школьников
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г.У.)
• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
· взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и
терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
· равные возможности для участия в политической жизни всех членов
общества;
· сохранение и развитие культурной самобытности и языков
национальных меньшинств;
· охват событиями общественного характера, праздниками как можно
большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
· возможность следовать своим традициям для всех культур,
представленных в данном обществе;
· свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и
возможности других членов общества;
· сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
· позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических,
межрасовых отношений, в отношениях между полами. [3]
Проявления нетерпимости: (по Солдатовой Г.У.)
· оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
· игнорирование (отказ в беседе, в признании);
· негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление
обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
· этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму
ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
· поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные
проблемы на ту или иную группу);
· преследования, запугивания, угрозы;
· дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других
различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
· расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе
предпосылки, что одни расы превосходят другие);
· ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.),
религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
· национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в
том, что своя нация обладает большим объемом прав);
· фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого
характерны крайние формы насилия и массовый террор);
· империализм (покорение одних народов другими с целью контроля
богатств и ресурсов подчиненных народов);
· эксплуатация (использование чужого времени и труда без
справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
· осквернение религиозных или культурных символов;
· религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее
ценностей и обрядов);
· изгнание (официальное или насильственное);
· сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение
Людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
· репрессии (насильственное лишение возможности реализации
прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). [3]
Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок.
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:
▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;
▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. [1]
Большую роль в формировании толерантных отношений могут сыграть психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений.
Сейчас пользуется большим спросом тренинг толерантности для подростков "Жить в мире с собой и другими", разработанный Галиной Солдатовой, доктором психологических наук, преподавателем кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и группой коллег.
Тренинг «Жить в мире с собой и другими» - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками старших классов и рассчитан на 11 занятий.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывается суть "инаковости", отличности от других. Ставится важная проблема «границ» толерантности.
Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. [3]
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.