К проблеме развития стрессоустойчивости у старшеклассников
Тезисы
Современное общество требует от человека значительных затрат физических и психических ресурсов. По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время большая часть населения страдает психическими расстройствами.
Повышенная стрессоустойчивость условий современной жизни оказывает сильное воздействие на психику человека и его адаптацию к окружающему миру.
Ранний юношеский возраст – это сензитивный период развития всех составляющих ментальной модели мира, связанной с развитием теоретического мышления.
Основынми направлениями развития ментальной модели мира в раннем юношеском возрасте являются формирование мировоззрения, развитие идентичности, формирование собственной системы моральных убеждений, усложнение и объективизация системы оценки взрослых и сверстников, опявление жизненной перспенктивы.
Внутренняя неустойчивость, противоречивость старшеклассников на фоне общей жизненной стрессогенности может провоцировать агрессивное, депрессивное, суицидальное, аддиктивное поведение..
Способ переживания травмирующих ситуаций, поддержка окружающих и отношение к ней во многом будут определяющими в перспективе личностного развития. У старшеклассников интенсивно развивается рефлексия, они начинают анализировать причины конфликтов, неудач, затруднений. Сильный агрессивный элемент в молодежной культуре и цинизм чаще всего является защитной реакцией, желанием отделиться для самостоятельного развития, защитой собственных позиций.
Стрессы негативно влияют на здоровье человека. Стратегическую линию можно выстроить таким образом: 1)получение новой информации о себе; 2) переосмысление представлений о своем образе Я; 3) выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими; 4) закрепление позитивного опыта и избавление от неконструктивных способов реагирования.
Тренинговая форма является наиболее подходящим способом интеграции развиваемых компонентов. Научно обоснованная и апробированная программа тренинга способствует развитию эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов стрессоустойчивости, включающих следующие параметры: оптимизм, тревожность, уверенность в себе, самоуправление психофизиологических процессов, адаптивное мышление.
Подобные инновационные технологии в настоящее время активно внедряются в учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях.