Основные тенденции развития современной школы
Сегодня актуальной становится проблема информационной культуры в обществе, которая имеет первостепенное значение в вопросах профессиональной компетентности специалистов. Сложившиеся условия не содействуют гармоническому развитию личности.
В связи с этим общеобразовательные учебные заведения должны выстраивать свою работу таким образом, чтобы развивались интересы, способности учащихся, формировалась у них потребность к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию. Современная школа - это интегральное явление, которое представляет собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов. Основными являются два направления: актуальный и перспективный. Актуальное направление предполагает решение злободневных проблем, перспективный включает в себя развитие индивидуальности каждого ребенка. Эти направления должны быть неразрывно связаны между собой.
Решить поставленные перед собой задачи и достигнуть обозначенной цели школа может в единство с психологической службой. Основной принцип деятельности практического психолога (психолога-педагога) – индивидуальный подход к детям. Психологическое просвещение, психопрофилактика, диагностика, коррекционно-развивающая и восстановительная работа – основные направления деятельности психологической службы. Планирование школьных мероприятий должно осуществляться с учетом потребностей участников УВП и быть направлено на повышение их психологической, педагогической, эстетической культуры.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает поднять образование на более высокий уровень. Работа родительского университета, использование Интернет-ресурсов, онлайн-консультации, веб-семинары, дистанционное образование, работа консультационного пункта приводит к осознанию необходимости самообразования всех участников учебно-воспитательного процесса.
Одной из особенностей общеобразовательных учебных заведений является ориентация педагогического процесса на поиск и развитие способностей каждого ребенка.
Инновационная деятельность дает возможность самовыражению, проявлению задатков, способствует самосовершенствованию. Интересны и для педагогов, и для детей психологические гостиные, творческие мастерские, дискуссионные клубы, игры с применением метода проекта, интегрированные уроки, психологические чтения, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, устные журналы и т.д.
От активности педагогов и их жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать дети. Возможно, чаще необходимо вспоминать слова английского писателя Льюиса Керролла: «Для того, чтобы оставаться на месте, надо постоянно бежать впереди».