Главное различие
между воспитанным и невоспитанным человеком проявляется в отношении к людям
Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм, к сожалению, модный во многих молодежных компаниях. А ты знаешь, как цинизм определяется в «Толковом словаре русского языка»? Как наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям и культуре. Цинизм — это глубокое проявление невоспитанности, отсутствия подлинной внутренней культуры, неуважения к людям и обществу. «Цинизм опасен прежде всего потому, что он возводит злобу в добродетель», — писал А. Моруа. Люди с циничным поведением не созидают, а разрушают, не уважают, а унижают окружающих людей. А воспитанный, порядочный человек больше всего боится унизить достоинство другого человека!
Очень важно, чтобы ты обратил внимание на одно замечательное человеческое качество, о котором мы как-то стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство. Истинное благородство — прийти на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому не сопутствовали. С этим качеством связана способность со-страдать, со-чувствовать, со-переживать, со-действовать, со-сущест-вовать, являющаяся признаком духовной зрелости личности. Надо признать, что истинно благородных, истинно культурных людей у нас не очень много. Долгие годы эти качества не были в почете, и их сохранили немногие, но сохранили! Тебе приходилось встречаться с такими людьми? Ну, еще встретишься.
Хорошо бы обладать и таким качеством личности, как обаяние. Как ты думаешь, есть оно у тебя? Обаятельный человек всегда приветлив, его улыбка добра и естественна, встреча и разговор с ним доставляют Удовольствие, он обладает притягательной силой.
Поэт, автор и исполнитель Юлий Ким вспоминает о Юрии Визборе, поющем поэте 60-х годов: «Вот он стоит на сцене — мешковатый и в то же время ладный, чуть наклонившись через гитару, улыбается. У него замечательная улыбка, неотразимо располагающая к нему: здравствуйте, мы тут все свои люди, давайте, ребята, споем что-нибудь задушевное или смешное. Все его лицо излучает это дружеское приглашение, и так заразительно, что собравшихся разом окатывает волна симпатии к хорошему человеку и объединяет с ним. Душа всякой компании — не тамада, не кумир, а именно душа. Его обаяние действует само по себе, без усилий. Он не стремится первенствовать, он слушает других и слышит, и всегда откликается, особенно на смешное или задушевное...»