Основные условия эффективного управления конфликтами в педагогической деятельности:
- обнаружение причин конфликта педагогом;
- осознание конфликта учителем;
- учет особенностей социального опыта участников конфликта;
- умение предугадать возможные варианты поведения участников конфликта в последующих жизненных ситуациях.
Возможны четыре стратегии управления конфликтом в работе педагога:
A. Предотвращение.
Б. Подавление.
B. Отсрочка.
Г. Разрешение.
Рассмотрим их более подробно.
A. Стратегия предотвращения конфликта: проанализировать конфликтную ситуацию и устранить реальный предмет конфликта.
Б. Стратегии подавления конфликта, которые применяются по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:
- Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.
- Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми (детьми).
- Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между людьми (детьми), потенциально конфликтными по отношению друг к другу.
B. Стратегии отсрочки являются временными мерами, они помогают лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:
1. Изменить отношение педагога к конфликтующей стороне:
а) изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны;
б) уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.
- Изменить представление педагога о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т.д.).
- Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении педагога и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта, в результате чего он может стать ненужным или недостижимым).
Подумайте, где и каким образом вы могли бы использовать вышеперечисленные стратегии? Насколько это конструктивно?
Г. Принципы разрешения конфликтов. 1. Понимание конфликта, то есть осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание трудных личностей, ориентация в фазах конфликта:
а) фаза нарастания (успешно блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта - переведение его из плоскости общения в плоскость действия. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение);
б) фаза реализации (страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы». Желательно дать возможность каждому участнику отдельно выговориться);
в) фаза затухания (конфликтующие исчерпали силу и энергию. На этой стадии можно выявлять и устранять причины конфликтов, разрешать проблему).
2. Предвидение конфликта, то есть прогнозирование потенциальных конфликтов; прогнозирование поведения трудной личности в конфликте.
Остановимся подробнее на тактических приемах разрешения конфликтов. Они включают в себя общие рекомендации, особенности тактики несловесного поведения и способы ведения беседы.
А. Общие рекомендации. При возникновении напряжения можно проявлять:
- внимание к собеседнику;
- доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение;
- естественность;
- терпимость к слабостям собеседника;
- сочувствие к нему, участие;
6) выдержку и.-самоконтроль;
7) Спокойный тон;
8) лаконичность и немногословность.
Необходимо строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию со стороны собеседника. Избегать личностных оценок, типа: «Я никогда не думала, что ты, оказывается, такая грубая». Для этого можно выразить свои чувства в словах: «Когда ты делаешь X в ситуации Y, то. я чувствую Z (гнев, раздражение, агрессию, разочарование, грусть, радость, счастье, окрыленность, легкость, подъем, спокойствие и т.д.)». Большинство отмечает, что после этой фразы появляется спокойствие и трезвая оценка ситуации;
9) чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован или слишком быстро говорит;
- попытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в такое состояние;
- попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в том состоянии?»;
- помните, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.
Б. Несловесное поведение:
- дать выговориться, избегать того, чтобы перекричать или перебить;
- внимательно выслушать;
- сделать паузу, если собеседник излишне активен;
- показать, что вы понимаете состояние собеседника (кивнуть, немного наклониться в сторону собеседника и т.д.);
5) уменьшить дистанцию, уравнять позиции (приблизиться, присесть, если надо, коснуться, может быть, улыбнуться).
В. Способы ведения беседы:
- доброжелательно поприветствовать собеседника;
- предложить сесть (причем садиться по возможности под острым или прямым углом к собеседнику, не слишком далеко от него, избегать между вами барьеров в виде стола, парты и т.д.);
- сказать о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали у вас слова собеседника;
- сказать о состоянии и самочувствии собеседника;
- обратиться к фактам (избегать эмоциональных оценок);
- признать вину там, где она есть;
- признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав;
- дать почувствовать собеседнику, что вы понимаете, насколько важен вопрос, о котором он говорит;
- подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником;
- показать, что вы заинтересованы в разрешении проблемы;
- разделить с собеседником ответственность за решение проблемы;
- отметить, что вы доверяете собеседнику;
- подчеркнуть лучшие качества партнера, которые помогут справиться с решением проблемы;
- отметить значимость партнера, его место, роль в группе, сильные кдчества, хорошее отношение к нему со стороны других;
- попросить у собеседника совета, как бы он поступил на вашем месте в этой ситуации.