Версия сайта для слабовидящих
X

Введите пароль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия информационных технологий №61 города Донецка"

school img

  • slide1.jpg
  • slide2.jpg
  • slide3.jpg
  • slide4.jpg
  • slide5.jpg
  • slide6.jpg
  • slide7.jpg
  • slide8.jpg
  • slide9.jpg
  • slide10.jpg
  • slide11.jpg
Обложка Киевский 61


Экскурсия по школе

Приглашаем Вас совершить виртуальную экскурсию по Донецкой гимназии информационных технологий № 61

Ссылка

Страница психолога

Психологическая помощь детям, родителям, педагогам. Консультации практического психолога Донецкой гимназии № 61

Ссылка

Дополнительное образование

Донецкая гимназия № 61 – это комплекс, где Вы можете получить дополнительное эстетическое, спортивное, техническое образование

Ссылка

Menu

Формирование культуры психологического здоровья личности

Всемирная организация здравоохранения выбирает именно школу в качестве наиболее перспективного участка воздействия на развитие ребенка и подростка в сфере здоровья.

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Цель психологии здоровья, по мнению В.А.Ананьева, не может быть окончательно определена, так как она выходит за рамки только сохранения здоровья. Само здоровье может рассматриваться как условие для успешного достижения человеком намеченных жизненных целей. Таким образом, “главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья свою миссию” (В.А.Ананьев).

Если главная задача психологии здоровья – “улучшение уже вполне здорового человека”, то “попутной задачей” является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Среди задач психологии здоровья также выделяют повышение уровня психологической и коммуникационной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Психологи здоровья рассматривают вопросы изменения мотивации человека по отношению к здоровому образу жизни, опираясь на теории, посвященные психическому и психологическому здоровью.

Чаще всего ученые определяют психическое здоровье как “баланс различных психических свойств и процессов”.2

О.В.Хухлаева формулирует определение психологического здоровья как “динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию”.3

По определению В.Э.Пахальяна, психологическое здоровье – это “динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе”.4

Остановимся на определении И.В.Дубровиной, в соответствии с которым психологическое здоровье – это “психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации”.5

Отсутствие компетентности в вопросах психологического здоровья закономерно приводит человека к социальной дезадаптации, каким бы благожелательным ни был окружающий социум. Известно, что одним из эффективных средств профилактики дезадаптации поведения является психологическая культура личности.

Специалисты в области профилактики наркозависимости отмечают успешность формирования у подростков определенных компонентов психологической культуры, например: навыков решения проблемных ситуаций, умения обратиться за помощью, саморегуляции, умения распознавать манипулятивные действия и противостоять им, а также способности ставить цели и определять средства их достижения.

Таким образом, формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств укрепления и развития здоровья.

По нашему мнению, все, чем занимается психолог в школе, повышает уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов). А задачи психологии здоровья: сохранение и укрепление здоровья, повышение его коммуникативной культуры, определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого потенциала – соответствуют задачам школьного психолога.

Главная цель обобщения опыта нашей работы – еще раз привлечь внимание школы, общественности, чиновников, родителей, педагогов, студентов ВУЗов педагогического и психологического профилей к проблеме психологического здоровья детей. Описанные нами методы работы, конкретные техники и приемы могут быть перенесены в педагогическую практику, тем более что они прошли апробацию в ходе наших многолетних занятий с учащимися гимназии искусств.

Конечно, в своих материалах в основном мы излагаем идеи, которые почерпнуты в разных источниках, но преломляются через наши мысли и отражаются в нашей практике. Мы наполняем их собственным содержанием и, многократно проверяя их в работе, убеждаемся, что они “работают”. Хочется верить, что описанный опыт поможет повысить качество воспитательной работы в школе и станет стимулом для тех педагогов, которых интересует тема психологического здоровья.

1.2. Классификация нарушений психологического здоровья.

Ольга Хухлаева составила классификацию нарушений психологического здоровья школьников.6

Рассмотрим ее в кратком варианте, поскольку мы основываемся на ней в своей работе.

1. Защитная агрессивность.

Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Приведем поведенческие проявления защитной агрессивности ребенка:

  • часто конфликтует, дерется;
  • громко говорит;
  • на занятиях и уроках выкрикивает;
  • может проявлять обостренную тенденцию к лидерству.

Психологическая культура является базовой частью культуры личности и играет важную рольв процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальной адаптации и продуктивного личностного развития.Развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры как основы для успешной социализации[4]. 

Психологическая культура - это, в первую очередь, способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.

Психологическая культура играет важнейшую роль на следующих уровнях:

- внутриличностном- поддерживает психологическое здоровье и тем самым обеспечивает полноценное функционирование, духовное развитие и творческую самореализацию человека;

 - межличностном- способствует развитию психологической коммуникативности, достижению взаимопонимания с окружающими людьми, обретению глубоких межличностных связей и отношений, позволяющих личности реализовать свой творческий потенциал [3].

Успешно социализироваться в обществе может только психологически культурный человек. Для того, чтобы стать таковым, необходимо развить следующие качества и способности:

- способность к познанию себя;

- способность к пониманию внутренних психологических состояний, как себя, так и других;

- освоение доступных психологических средств познавательной деятельности - мышления, восприятия, памяти и др.;

- готовность к самообразованию и самоопределению;

- освоение базовых коммуникативных умений;

- свободное самовыражение;

- принятие ответственности за свое поведение;

- развитая рефлексия;

- удовлетворенность собственной жизнью;

- творческий подход к делам и решениям проблем [1, 2].

Существующая в России система образования не нацелена на формирование у подрастающего поколения психологической культуры, в связи с чем, её развитие происходит стихийно. Каждый человек усваивает психологическую культуру индивидуально на основе личного опыта общения с людьми, а также из средств массовой информации и ресурсов интернета. Этим объясняется низкий уровень её развития у людей, что порождает множество психологических проблем в межличностных отношениях (супружеских, детско-родительских, производственных), а также снижает личностный потенциал, возможностисамореализации и успешной социализации[4].

В течение первых лет жизни именно семья формирует основы психологической культуры личности, а значит и предпосылки для социализации ребёнка. Это говорит о необходимости формирования психологической культуры семьи с целью гармонизации детско-родительских отношений в процессе воспитания и создания благоприятных условий для успешной социализации ребёнка. При этом педагогически грамотное обеспечение сотрудничества образовательных организаций и семьи является более эффективным для достижения поставленной цели.

Всё это говорит о необходимости комплексного подхода к вопросам формирования психологической культуры для успешной социализации подрастающего поколения. И здесь, на наш взгляд, просматриваются два пути решения, которые не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга:

1. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в системе образования - включение психологии в программу образовательных организаций, проведение тематических семинаров, тренингов, круглых столов для учащихся, организация психологических кружков и психологических служб в образовательных организациях.

2. Психолого-педагогическое сопровождение родителей с целью формирования психологической культуры семьи, в общем, и повышения их психологической грамотности, в частности. «Школы успешных родителей», психологические лектории, семинары, тренинги -все мероприятия для родителей также могут проводитьсяна базе образовательных организаций и психологических центров.

Таким образом, теоретический анализ литературы показал актуальность исследования проблем формирования психологической культуры и её важнейшую роль в социализации личности. При этом, учитывая негативные тенденции, происходящие в обществе в настоящее время, можно сделать вывод о важности взаимодействия семьи и образовательных организаций для формирования психологической культуры ребёнка как основы егоуспешной социализации. 

Login Form

Счетчик посещений

1947242
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Все дни
689
1191
3678
4908
19967
21084
1947242

Forecast Today
792

3.22%
51.09%
3.67%
1.18%
0.31%
40.53%
Online (15 minutes ago):11
11 guests
no members

Your IP:3.83.81.42