Исследовательская деятельность как педагогическая технология развития познавательных способностей и одаренности у школьников
Тезисы
Концепция развития универсальных учебных действий в системе общего образования является основой формирования не только умения учиться, но и может быть положена и в основу формирования исследовательской деятельности.
Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, составляющую умения ставить проблемы.
Умение выдвигать гипотезы – это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.
Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия, либо установление значения термина.
Умение делать выводы и умозаключения – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание.
Организация обучения в составе перечисленных составляющих ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей, приобретению учащимися специальных знаний, необходимых для проведения исследования. На эти критерии следует ориентироваться и при решении задачи развития исследовательских способностей.
В работе с одаренными исходят из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения и предполагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность.
Виды универсальных учебных действий обеспечивают и формирование исследовательской деятельности, которая выступает в качестве цели обучения и создания учебной мотивации.
Помимо личностного блока организация исследовательской деятельности требует использования, формирования всех других блоков: регулятивного, познавательного и коммуникативного.
Практический психолог И.В. Волоховская