Адаптации личности в современных условиях
Образование на рубеже XX-XXI века претерпевает большие изменения. Наиболее реалистический подход к этой проблеме — оценка тех событий, которые происходят в мегамире. Естественно, возникает необходимость осознания глобальных мировых процессов и их влияние на сферы образования и культуры не только в России, но и для сравнения — развитых стран. Сложны и противоречивы происходящие в мире процессы: формирование европейского альянса стран на общей экономической и политической основе; расширение блока НАТО за счет государств постсоциалистического лагеря; установление приоритета социальных программ, в том числе в системе образования; развитие маркетинга и менеджмента во всех отраслях и сферах в целях удовлетворения личности и общественных потребностей; формирование нового глобального мышления и миропонимания и др. Это заставляет по-иному оценить мир и те события, которые происходят в России.
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни, и прежде всего на образование и культуру. Стоит важнейший вопрос, как адаптироваться учреждениям к изменчивому миру, как вписываться в контекст происходящего для того, чтобы создать условия безболезненной адаптации подрастающего поколения?
Сегодня налицо противоречия между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Именно поэтому работникам сферы образования, обеспечивающим потенциал нашего будущего, нужно глубоко самоосознать роль в этом процессе, формировать у себя, учеников, собственных детей новые личностные качества, адекватные изменяющимся условиям и адаптируемые к ним. Пока же образование и управление им отстают от новых реальностей жизни, наметилась девальвация его общественной значимости.
Объективная необходимость перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему социальную поддержку подрастающей личности исходит из противоречия между непрерывно возрастающим объемом необходимых человеку знаний и умений, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения ими — с другой. Оперативное обновление знаний без надежной фундаментальной подготовки не решает возникших проблем.
Современная действительность вызывает необходимость замены Формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». И в связи с этим требует создания адаптивной образовательной среды на всех уровнях и соответствующей в целом системе обоазования.
Наметившиеся подходы к пониманию сущности непрерывного образования, так необходимого для социальной адаптации личности, достаточно противоречивы. Ученые-специалисты отождествляют его с непрерывным обучением, соединением всех ступеней учебного процесса в одно целое, чтобы устранить противоречия и тупиковые ситуации на стыках ступеней образования.
Смысл непрерывности заключается в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности, общества в образовании, адаптивном управлении развитием образовательной среды и предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы получения образования. Сегодня глобальная цель системы управления образованием самих образовательных учреждений — создать условия и помочь ученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.
Начавшийся в 80-е годы процесс реформирования образования был нацелен как на изменение структурных принципов системы образования, так и внутренних ее содержательных сторон. Так, значительных масштабов достигли интеграционные процессы в системе образования, обусловленные принципиально новыми требованиями, которые предъявляет к образованию личность, общество, государство. Уже сейчас к концу XX века в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Это утверждение справедливо для всех сторон жизни общества, политики, экономики, социальной сферы. Грандиозные события произошли и продолжают происходить в мировом сообществе в последние десятилетия, их последствия ежедневно наглядно убеждают нас в том, что неизмеримо возросшая роль демократического волеизъявления масс, колоссальная ответственность политических лидеров за оправданность принимаемых ими решений могут дать благородные плоды только в опоре на подлинную образованность.
Развитие экономики страны, ее хозяйственных структур все больше способствуют превращению образования в незаменимый источник жизненных благ, утверждающий человека как хозяина своей судьбы.
Утверждающиеся сейчас социально-экономические отношения и государственно-политическое устройство страны коренным образом отличаются от предшествовавших. Естественно, возникли трудности, проблемы при вхождении в новые социально-экономические и государственно-политические отношения.
Характерными особенностями российской современности являются: становление российского государства, децентрализация управления во всех социальных звеньях, ориентация на рыночные механизмы и механизмы самоуправления, преобразование форм собственности и создание конкурентов рыночной среды, демократизация и повышение роли общественных институтов, интеграция в мировое политическое, экономическое и культурное пространство.
Суть проблемы состоит в определении мер и средств, обеспечивающих осуществление достаточно радикальных преобразований в структуре, содержании, экономике системы образования; методах управления ею, преобразований, соответствующих происходящим в обществе экономическим, политическим и социальным изменениям.
В процессе перехода России к рыночной экономике были коренным образом пересмотрены и заменены не только идеологические цели образования, но и социальные и качественные возрастные, профессионально ориентированные нормативы и критерии обучения на разных ступенях и в различных видах образовательных учреждений.
Смена политической ориентации, как бы серьезно она не отражалась на сфере материального производства, затрагивает процессы социализации, а значит и социальной адаптации личности, несравненно более сильно и глубоко. Ведь речь идет в этом случае о смене ее духовного содержания. Это тем более сложно осуществимо в ситуации, когда практически все социально-политические и общественные организации, несшие на себе ответственность и содействовавшие сфере образования (государство, профсоюзы, семья, общественные организации и т.д.) оказались либо разрушены, либо серьезно деформированы, озабочены исключительно задачами выживания. Не возникли новые сколько-нибудь массовые организации (ассоциации, объединения), ориентированные на поддержку социальной сферы, в частности образования.
Поэтому перед образованием стоит задача разработать модель многоуровневой службы социально-педагогической поддержки школьного образования, распределить функции между ее уровнями, прописать систему межуровневых связей с тем, чтобы создать условия для социальной адаптации личности на каждом возрастном этапе. Центральная задача социальной адаптации — сохранение личности воспитанника в весьма не простых, подчас