РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Переход ученика из начальной школы в среднюю, совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Поэтому среди трудностей школьной жизни детей выделяют:
1. возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
2. возросший объем работы как на уроке, так и дома;
3. новые требования к оформлению работ;
4. необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию
(литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие
признаки:
1) усталый, утомленный внешний вид ребенка;
2) нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
3) стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на
другие темы;
4) нежелание выполнять домашние задания;
5) негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
6) жалобы на те, или иные события, связанные со школой;
7) беспокойный сон;
8) трудности утреннего пробуждения, вялость;
9) постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть,
поэтому родителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Причины психологических трудностей:
1) повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
2) повышение уровня тревожности самого ребенка;
3) зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
4) зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
5) степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
6)состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
7) влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
3. Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников).
4. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.
5. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
6. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
7. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.