УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ МАН –
ШАГ К СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Из опыта работы
Аннотация
В статье рассмотрен опыт участия старшеклассников в конкурсеМалой академии наук.Подчеркнута мысль о том, что привлечение учащихся к исследовательско-экспериментальной работе является составляющей развития их интеллектуальных дарований, творческого потенциала, приобретения жизненного опыта. Отмечено место психологической службы в формировании социальной компетентности учащихся.
Ключевые слова:социализация, компетентность, жизненный опыт, творческий потенциал.
Донецкая гимназия информационных технологий №61, работая над проблемой «Формирование инновационной образовательной среды учебно-воспитательного объединения «Новая школа», решает задачу личностной ориентации педагогического процесса, поиска и развития задатков, способностей, заложенных природой в самом человеке. Исходя из выше сказанного, психологическая служба нашего общеобразовательного учреждения планирует и проводит работупо раскрытию одаренности всех учеников, помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, формирует жизненные компетентности учащихся, создает социально-психологические условия для самосовершенствования.
В педагогической деятельности практическим психологом школы эффективно используются инновационные формы и методы работы: «живые» газеты, устные журналы, психологические и интегрированные уроки, творческие мастерские, психологические гостиные, деловые и развивающие игры, дискуссионные клубы, психологические марафоны, занятия по танцевально-двигательной терапии, практикумы с элементами сказкотерапии и др.
Развитию жизненных компетентностей способствует также участие учащихся в различных предметных олимпиадах, в олимпиаде по педагогике и психологии, в конкурсе МАН. Тесное сотрудничество старшеклассников и школьного психолога даёт положительные результаты.
Результативность участия учащихся
во Всеукраинской Олимпиаде по педагогике и психологии
(II, III этапы)
2010/2011 |
2011/2012 |
2012/2013 |
2013/2014 |
III место (IIэтап) |
I место (IIэтап) |
III место (IIэтап) |
I место во II этапе
IIIместо в III этапе
|
Привлечение старшеклассников к исследовательско-экспериментальной работе - шаг к развитию интеллектуальных дарований учащихся, их творческого потенциала, приобретению жизненного опыта. В 2012-2013 учебном году работа ученицы нашей школы (11-Б) Витковой Александры «Социализации учащихся средствами фотоискусства. Психологические аспекты»занялаIместов районном конкурсе работ МАН.
Вообще интерес к процессу социализации учащейся молодежиопределен общественной значимостью. Поколение молодых людейпереживаютв современном обществе сложные процессы социальных изменений разного рода. Все это наложило отпечаток на состояние и развитие молодежи, на особенности ее социализации, на осмысление содержания своего будущего.Данная проблема привлекает внимание не только ученых, она пробуждает интерес у практических работников разного уровня: от политиков, ученых до психологов, учителей и родителей.
Целью исследованиястало изучение влияния фотоискусства на социализацию современной учащейся молодежи, приобретение практического опыта для использования его в педагогической практике.
Была выдвинута гипотеза: одним из эффективных способов социализации ученической молодежи является фотоискусство. Оно выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, психологическую функции. Использование фотографии в педагогической практике повышает самооценку, формирует культуру чувств, занимает определенное место в профессиональной ориентации школьников.
Ученицей Витковой Александрой самостоятельно проведены практические работы с учащимися 10-х, 11-х кл. классов, обработаны и проанализированы диагностические исследования, оформлены выводы. Предоставлены авторские тематические циклы фоторабот: «Природа Донбасса», «У природы нет плохой погоды», «Рабочие руки Донбасса».
В фотографии отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы, она дает неисчерпаемый материал для познания окружающего мира, самих себя.Фотографическое искусство с огромной эмоциональной силой воздействуетна человека, заставляя его осмысливать своё место и назначение в жизни.
Старший подростковый возраст - период профессионального самоопределения. Поэтому нам было интересно определить роль фотоискусства в профессиональной ориентации старшеклассников, влияние его, как внешнего фактора,на стимулирование личности к профессиональной деятельности, а поэтому - к самопознанию и саморазвитию с направлением на оптимальное решение собственных жизненных задач [1].
На первом этапе эксперимента учащимся 10-х, 11-х классовбыло предложено собрать фотоматериал о современных профессиях или о самом процессе труда.К этой поисковой работе приобщились и их родители.В семейных фотоальбомах старшеклассники нашли много интересных сюжетов о профессии своих родителей, родственников, друзей семьи. Собранный материал послужил основой для создания каждым учеником коллажа, который в дальнейшем стал составной частью коллективного произведения. Мы получили удивительную многоцветную фотокартину,рассказывающую о мире профессий.
В дальнейшем работе важным для нас была активизация познавательнойдеятельности старшеклассников.Поэтому на следующем этапе мы организовали для учеников фотовыставки «Природа Донбасса», «У природы нет плохой погоды», «Рабочие руки Донбасса». Просмотр фотопроизведений проходил в форме беседы «интеллектуала» и «любознательного». Комментарий по истории фотографии, их тематике, используемым художественным приёмам был организован таким образом, чтобы в аудитории назревали вопросы познавательного характера.Диалог, который состоялся, обогатил учащихся полезной информацией о мире профессий.Признание старшеклассников получили те фотографии,которые рассказывали о наших современниках.
Проведенные с подростками профориентационные игры развивали их внимательность, умение определять особенности характера человека, его настроение.
Память, как известно, формируется вокруг нашего основного интереса - самих себя[2].Поэтому в рамках практической работы на втором этапе мы предложили учащимся сравнить себя с персонажами фотопроизведений.Через два дня после этого разговора старшеклассники подробно воссоздали образ героя фотографии и озвучили сравнительную характеристику.Такие приемы общения с учащимися дают возможность повышать уровень их самоуважения, самооценки и самовосприятия.
Целью следующей практического упражнения было развитие умений понимать человека по мимическим движениям лица.После того, как ученики расшифровали закодированные на рисунках различные эмоциональные состояния, они соотнесли их с эмоциональным состоянием людей на фотопортретах.Результаты работы показали, что почти половине учеников надо серьезно подойти к вопросу развития наблюдательности, которая в будущем поможет избежать сложных конфликтных ситуаций.
Творческое конструирование, котороемы предложили выполнить ребятам на третьем этапе, дало нам возможность получить обратную связь.Работа состояла из создания буклетов о выбранной учащимися профессии.Старшеклассники защищали творческие работы, мотивировали свой выбор. Не было сомнения, что ученики выбрали правильное направление на пути профессионального определении.
Для исследования влияния фотографии на развитие личностиучащихся 10-х, 11-х классов использован следующий диагностический инструментарий: «Определение уровня самооценки (автор Дембо-Рубинштейн, в модификации А.М.Прихожан), тест «20 утверждений ХТО Я» (авторы М.Кун и Т. Мак-Партленд), «Изучение автономности и зависимости в учебной деятельности» (автор Г. Пригин), «Методика исследования ценностных ориентаций» (автор М. Рокич), «Определение уровня жизненных компетентностей выпускника общеобразовательного учебного заведения», «Анкета изучения уровня сформированности и профессионального выбора выпускников», «Какой твой творческий потенциал», «Анкета для родителей».
Диагностика старшеклассников проводилась дважды: до и после практической работы (октябрь 2012, март 2013). Полученные в процессе мониторингарезультатысвидетельствуют о том, что фотография, несомненно, способна влиять на мир ребенка, на его сознание. Отмечены позитивные изменения: уменьшился уровень учеников, которые имели низкую и очень высокую самооценку,повысился уровень их уверенности в выборе профессии, уровень творческого потенциала.Достаточный уровень притязаний у большинства старшеклассников говорит о развитии личностных качеств, способностей, которые бы удовлетворяли их. У ребят отмечается готовность к исправлению своих недостатков и стремление к успешной жизненной адаптации, готовность к самореализации.Оптимальное представление подростков освоих возможностях является фактором личностного развития.
Личностныйрост старшеклассников, формирование их жизненных компетентностей дают возможность прогнозировать успешность вхождения ребенка в современную действительность, которая постоянно меняется, выявлять проблемы, связанные с этим процессом, и определять пути их преодоления.
Проведенный эксперимент доказывает выдвинутую нами гипотезу: фотоискусство, как и другие виды искусства, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, психологическую функции. Привлечение старшеклассников к исследовательско-экспериментальной работе являетсяшагом к обретению богатого жизненного опыта.
Психологическая служба Донецкой гимназии информационных технологий № 61 вместе с администрацией и педагогическим коллективом успешно решает задачи по созданию условий, которые побуждают учеников к самопознанию, самовоспитанию и самореализации.