ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассмотрена воспитательная функция авторской программы (составители Волоховская И.В., Волоховский В.А.) «Азбука человековедения. Интегрированный курс» для учащихся 1- 4-х классов, которая составлена в соответствии с требованиями к проведению Республиканского конкурса авторских образовательных программ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики при поддержке Донецкого института последипломного педагогического образования (Приказ МОН ДНР № 656 от 12.10.2015 г.)
Отмечено, что основные положения программы реализуются через разнообразные формы и виды деятельности (беседы, игры, путешествия, творческие мастерские, праздники и т п.), предусматривающие дифференцированный подход к обучению младших школьников и учитывающие их интересы, способности и возможности.
Указан основной механизм гражданско-патриотического воспитания: приобретение знаний младшими школьниками о себе, семье, районе, городе, стране, о событиях, формирование положительного отношения к себе и к окружающим, что позволяет говорить о становлении поведенческого компонента: знаю, хочу, могу. Отмечено, что такие разделы программы как «Справедливые отношения», «Умение владеть собой», «Семья, школа, одноклассники», «Я и мое здоровье» и др., придают ей практическую направленность и привлекательность.
Подчеркнута мысль о важности повышения у детей уровня самооценки, коммуникативных навыков, расширения общего кругозора, формирования у них чувства личного достоинства, уверенности.
Цель статьи: привлечь внимание работников образования к необходимости формирования у младших школьников правовой, гражданской, психологической культуры, развития их жизненной компетентности
Ключевые слова: азбука человековедения; воспитательная функция; гражданская позиция; жизненная компетентность; интегрированный курс; культурные ценности; психологическая культура; ценностные установки.
Чтобы сделать из людей
хороших граждан,
им следует дать возможность
проявлять свои права граждан
и исполнять обязанности граждан.
С. Смайлс
Каждый человек, живущий в XXI веке, который вступает во взаимодействие с другими людьми, организациями, государством, должен понимать, что для построения правового демократического государства необходимы соответствующие знания, навыки, ценностные установки и ориентации в сознании молодого поколения. Без таких знаний невозможно понять все происходящее в современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и эффективные действия [2]. На повестку дня ставится необходимость включения активного гражданского и патриотическоговоспитания и образования в систему школьного обучения.
Формирование правовой и гражданской культуры должно начинаться с первых шагов ребенка в школе. Курс гражданского образования в начальных классах является необходимой подготовкой к более зрелому восприятию данной проблематики в средних и старших классах. Он имеет также и самостоятельную ценность: всестороннее развитие индивидуальности ребенка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не ощутит уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких физических затрат.
Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Авторская программа «Азбука человековедения. Интегрированный курс» (составители И.В.Волоховская и В.А.Волоховский) для учащихся 1-4 классов поможет решить вопросы, связанные с правовым и гражданским образованием, которое для детей данного возраста носит преимущественно воспитательный характер (воспитание в духе прав человека). Тем самым она направлена на формирование у детей чувства личного достоинства, уверенности, развитие навыков уважения чужого достоинства и расширение общего кругозора ребенка во взаимоотношениях в человеческом обществе.
Программа наполнена большим психологическим содержанием, которое стимулирует желание ребенка познавать самого себя и окружающих, знакомит детей с некоторыми моральными нормами и помогает эмоционально познать, что такое добро и зло, равенство и неравенство, справедливость и несправедливость, права и обязанности, уважение и честь.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. В процессе усвоения программы дети постепенно смогут овладеть своими психическими процессами, научиться управлять вниманием, памятью, мышлением, усвоят содержание учебной деятельности, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.
Цель программы: формировать у учащихся начальной школы правовую, психологическую культуру, вырабатывать у них гражданскую позицию, содействовать развитию жизненной компетентности.
Основные задачи программы:
- развитие познавательных способностей учащихся 1-4 классов;
- формирование навыков рефлексии и самосовершенствования;
- создание условий для развития творческого потенциала учащихся;
- воспитание культуры поведения;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие потребности детей в познании самого себя и других, в понимании равенства людей через их сходства и различия;
- становление чувства собственного достоинства;
- формирование позитивного мышления;
- обучение детей навыкам саморегуляции;
- оказание помощи в интеллектуальном, физическом и духовном развитии школьников;
- содействие пониманию учащимися своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Программа «Азбука человековедения. Интегрированный курс» разработана для учащихся 1-4 классов с учетом их возрастных особенностей и направлена на всестороннее развитие ребенка. Получение новой информации осуществляется через выполнение и осознание смысла практических заданий, участие в разнообразных играх. Такая форма работы позволяет не только усвоить теоретические знания, но и на их основе моделировать и проигрывать жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения.
Программа предполагает проведение индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, не ограничивает самостоятельность и творческую активность детей.
Используются следующие методы обучения: наблюдение, создание рисунков-ассоциаций, свободное и тематическое рисование, упражнения подражательно-исполнительского характера, импровизация, моделирование и анализ заданных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, чтение художественных произведений, рассказ, беседы, мини-конкурсы, дискуссии.
Оценивание достижений учащихся осуществляется с помощью стандартных психодиагностических методик, тестовых заданий.
Программа курса «Азбука человековедения. Интегрированный курс» имеет логическую структуру. В каждом классе начальной школы содержание программы раскрывается через три взаимосвязанных раздела.
Класс |
Раздел |
Количество часов |
Краткая
характеристика
|
1 класс |
Раздел 1.
Наши отношения
|
13 |
Рассматриваются взаимосвязь человека с окружающим миром, способы общения, подчеркивается важность психологических процессов в познании себя и других. Осознаются ценности человека. |
|
Раздел 2.
Тайна моего «Я»
|
12 |
Акцент делается на внутренний мир человека. Подчеркивается, что путь познания себя вовсе не легок. Дети узнают о наличии собственного «Я», учатся оценивать его. Содержание раздела включает школьников в процесс самопознания и самосовершенствования. |
|
Раздел 3.
Я, ТЫ, МЫ…
|
10 |
Занятия развивают навыки эффективного общения, взаимодействия, толерантного отношения к другим людям. |
2 класс |
Раздел 1. Справедливые отношения
|
11 |
Расширяется представление учащихся об отношениях с окружающим миром. Подчеркивается значимость нравственных качеств человека в процессе общения, необходимость уважения национальных и культурных различий. Прослеживается совместная ответственность детей и взрослых за добро и справедливость во всем мире. |
|
Раздел 2.
Умение владеть собой
|
12 |
Расширяются представления о познавательных процессах. Дети глубже познают свои ресурсы, учатся управлять своими эмоциями, бороться с плохими привычками. |
|
Раздел 3.
Культура общения
|
12 |
Анализируются правила хорошего тона. Дети знакомятся с понятием этикет, осознают собственные мотивы поведения, развивают коммуникативные навыки. |
3 класс |
Раздел 1.
Первое знакомство с «Азбукой прав человека»
|
10 |
Дети получают первое представление о правах человека, о международных документах, регламентирующих права человека. Формируется правовая культура. |
|
Раздел 2.
Права всякие нужны, права всякие важны
|
12 |
Основная часть уроков построена на сказочных историях про Маленького человечка, отстаивающего свои права. Происходит осознание детьми прав ребенка. |
|
Раздел 3.
Права и обязанности
|
13 |
Смысл уроков помогает учащимся понять, что, кроме прав, есть еще и обязанности человека, и эти понятия взаимосвязаны. Развиваются умения анализировать, формируются жизненные перспективы. |
4 класс |
Раздел 1.
Защита семьи и детства
|
11 |
Расширяются представления детей о правах человека. Происходит первое знакомство с международными правовыми документами, посвященными защите семьи и детства. Рассматриваютсявзаимоотношения родителей и детей. |
|
Раздел 2.
Семья, школа, одноклассники
|
13 |
Осмысливаются права и обязанности детей и родителей, подчеркивается роль семьи в развитии личности ребенка, значение школы для учащихся и общества. Дети учатся защищать свои права. Анализируют свой досуг и досуг одноклассников. |
|
Раздел 3.
Моя малая родина
|
11 |
Происходит понимание детьми того, что они являются частичкой своего любимого города. Осознается право людей жить в мире. Воспитывается чувство гордости за свою школу, за тех, кто в ней учился, за свою малую родину.
Развиваются исследовательские способности, усваиваются приемы проектной деятельности.
|
Содержание программы для каждого класса реализуется в рамках 35 часов в год(1 час в неделю).
Структура программы позволяет использовать материал для каждой параллели как самостоятельные мини-программы. Может реализовываться как в урочное, так и во внеурочное время (кружковая работа).
Ожидаемые результаты.
В результате обучения дети должны знать:
− значение понятий настроение, чувство долга, внутренний мир человека, собственное Я, международные правовые документы;
− каким бывает настроение, от чего оно зависит;
− приёмы снятия эмоционального напряжения;
− способы самопознания личностных качеств;
− особенности познавательных процессов;
− значение способностей, воли, эмоций в жизни человека;
− основные этические и коммуникативные правила;
− что такое ценности и их роль в жизни человека;
− какими бывают права и обязанности человека и как они регламентируются документами государства и международными документами;
− о правах и обязанностях детей и родителей, о роли семьи в развитии личности ребенка, о значении школы для учащихся и общества.
В результате обучения дети должны уметь:
- анализировать, обобщать, делать выводы;
- соблюдать правила личной гигиены;
- пользоваться способами поднятия настроения;
- использовать простые приемы саморегуляции;
- владеть навыками дружеского общения;
- работать в группе и следовать инструкциям;
- разыгрывать предложенную ситуацию и давать оценку ее участникам;
- выделять главное, быть внимательными;
- определять свои способности, критически оценивать свои слабые и сильные стороны;
- свободно выражать свои мысли;
- видеть необычное в обычном;
- слушать и уважать других;
- принимать помощь;
- считаться с правами другого человека;
- защищать свои права;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему правового и гражданского воспитания углубленно. Программа представляет интегрированный курс (право-психология). Используются современные интерактивные методы и формы обучения и воспитания (игры, тренинговые занятия, уроки-путешествия, экскурсии, устный журнал и т.д.).
Основнымикритериями гражданского и правового воспитания, воспитания психологической культуры являются знания ребенка о внутреннем мире человека, окружающей среде, познавательных процессах, правах и обязанностях детей, о семье, дружбе; умение управлять своими эмоциями, чувствами; способность высказывать мнение по поводу событий, ситуаций; взаимодействие с одноклассниками, друзьями, родственниками, учителями; принятие решений и др.
Программа предназначена для практического применения в учебных образовательных учреждениях практическими психологами, учителями права и истории, учителями начальных классов.
Первостепенной задачей современного образования является укрепление духовно-нравственных основ жизни молодежи. Этому должны способствовать возможность доступа к культурным ценностям, повышение качества образования, создание условий для разностороннего развития личности, раскрытия и реализации её потенциала [3].