Стратегия формирования волевых качеств у подростка
Подростковый возраст является одним из самых сложных кризисных периодов в развитии. Дети часто находятся в плохих отношениях с другими детьми и семьей, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в агрессивности, дерзости, мстительности. Это дети с низкой самоорганизацией и недостаточными морально-волевыми и интеллектуальными возможностями.
Рекомендуется работа с ними по схеме сложных сознательных актов, в структуру которых входят (П.И.Рудик):
- Побуждение к совершению действий, осознание их необходимости.
- Представление цели действия, без чего действие не будет целенаправленным.
- Предоставление средств, необходимых для достижения поставленных целей.
- Волевое усилие, выражающееся во внимании, сосредоточенном на выполненном действии и в побуждении себя действовать несмотря не возникшие трудности и препятствия на пути достижения цели.
- Выполнение действия путем определенных рабочих операций, направленных на достижение поставленной цели.
Далее анализируется работа с мальчиком Андреем (Электронный журнал «Школьный психолог», с.38).
М.И. Сеченов выдвинул гипотезу, что непроизвольные движения человека превращаются в произвольные благодаря тому, что они становятся осознаваемыми.
Выбирая этот путь формирования волевых качества подростка, необходимо опираться на концепцию Л.С. Выготского, который связывает формирование произвольных процессов, прежде всего, с речью. Помимо речи, в качестве средства осознания своего поведения и овладения им могут выступать образцы, способы действия, правила. Д.Б.Эльконин связывал становление произвольного поведения со способностью действовать по образцу. Этот путь формирования волевых качества дает нужный результат.
Практический психолог И.В. Волоховская