КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ
Лекция для родителей
Румия Калинина,
кандидат психологических наук,
научный консультант
Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции,
г. Псков
Наверно, неошибусь, еслипредположу, чтоэтотвопросзадавалсебекаждыйродитель, воспитывающийподростка. Кто-то задумываетсяобэтомвсерьез, приглядываетсяксвоемуотпрыску, акто-толишь ужасается«нынешнимнравам», считая, что егосемьюэтапроблеманекоснется. Вто жевремяпугающаястатистикаростасбытаиупотреблениянаркотиковнегде-тона «дикомЗападе», авнашемродномгородесвидетельствует, чтозлонаркомании, увы, нещадитникого, уничтожаявсеновыечеловеческиежизниисудьбы.
ФАКТОРЫ РИСКА
Ктожеизподростковнаиболееподверженрискупопастьвомутнаркомании? Исследователивыделяютбиологические (патологиябеременностииродов, хроническиезаболеванияипр.), социальные (плохаяорганизациядосуга, целенаправленное«подсаживаниенаиглу»взрослымиипр.) ипсихологические (воспитаниев семье, взаимоотношениясродителямии сверстниками, школьнаядезадаптация ипр.) факторыриска.
Яхочуподробноостановитьсянапсихологическихфакторахриска, таккак, намой взгляд, этото, чтоможетизменитькаждыйродительвсвоейсемье. Мы, ксожалению, неможемповернутьвремявспять иродитьнашегоребенкаабсолютноздоровым. Мынеможемтакжеждать, когда начнутработатьмногочисленныебесплатныекружкииликогдаправоохранительные органыпереловятвсехпродавцовнаркотиков (опытпоказывает, чтоэтазадачане решенаниводнойстране). Нотолькоот нас, родителей, зависятнашиотношения сподростком, егоэмоциональноеблагополучие.
Многиеродителипрекраснопонимают своюответственностьзаребенка, егоздоровье, поэтому делают, поихмнению, все возможное. Ксожалению, это«всевозможное»нередкозаключаетсявкраткомибезапелляционном—«запретить!»Запретить сынуилидочериходитьнадискотеку, запретитьвстречатьсясподозрительными приятелями, запретитьболтатьсяпоулице, запретить... Дамалоличтоможноеще запретитьподросткудляегожеблага!
Некажетсяливам, уважаемыевзрослые, чторебенокздесьвыступаетвкачестве объекта, неодушевленногопредмета, которогоможнопоставитьвукромныйуголок, гдеегоминуютвсебедыинапасти?
Чтобыувидетьнеоднозначность (еслине сказатьошибочность) такогоподхода, давайтезадумаемся, чтопроисходитснашим ребенком, когдаонстановитсяподростком? Ипочемуэтотвозрастявляетсятаким«трудным»?
Деловтом, чтокромеанатомо-физиологическихизменений (изменениепропорцийтела, половоесозревание), вподростковомвозрастепроисходятглубокиеличностныеизменения. Недаромэтотвозраст ещеназываютпереходным—подросток выходитиздетстваистановитсявзрослым.
Согласитесь, бытьвзрослымнепросто. Наверно, поэтомувзрослыечастодетство называютбеззаботным. Ведьвдетствеза тебявсерешаютстаршие—сколькогулять, какуюодеждуноситьикаксебявести. Они жеинесутответственностьзапоступки ребенка: подралсямальчишкаводворе— обвиняютродителей («Какогохулиганавоспитали!»), получил«двойку»вшколе—вызываютродителей («Кудавысмотрите?»). Исовсемдругоедело, когдаречьидето взросломчеловеке—самопаздываетна работу, самзаэтополучаетвыговор.
ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР
Другимисловами, бытьвзрослым—это значитжитьсвоимумом, планироватьсвои действияинестизанихответственность. Этозначитоцениватьокружающиесобытия, людей, своиичужиепоступкиинаэтой основестроитьсвоеповедение, своиотношения.
Такимобразом, подростоквпервыеначинаетсмотретьнамирсвоимиглазами, а неглазамивзрослого. Емунужнозаново, по-своему, оцениватьокружающихего людей (втомчислеиродителей), атакже себяисвоюжизнь. Приэтомзачастуюподростокприходитквыводу, чтоегомнение, егооценкинесовпадаютсоценкамивзрослых. Например, мамасчитает, чтоносить водномухетрисережки—этовульгарно иглупо, а 13-летняядочьуверена, чтоэто пискмоды.
Ситуацияусугубляетсятем, чтородителинезамечают (илинехотятзамечать?) личностныхизмененийвподростке, по-прежнемусчитаютегомаленьким, несамостоятельным, требующимпостоянногоконтроляиопеки. Ав 12-13, итемболеев 15-16 летчеловекутесныэтирамки, невыносимамелочнаяопека—онужебольшойихочетсамприниматьрешения!
Многиеродителивозмутятся: «Какже так! Еслиподросткампозволитьвсе, что онихотят, онижетакихдровналомают! Перестанутходитьвшколу, небудутночеватьдомаиещенеизвестночембудутзаниматься!»Носпроситесебя, докакого возраставысможетеводитьзаручкуваше двухметровоедитявшколу, вытаскивать егоизподвалов, тоестьнестиответственностьзаЕГОжизнь?
Конечноже, мынеговорим, чтонадо махнутьнаподросткарукой, броситьего, чтоназывается, напроизволсудьбы. Речь идетотом, чтобыотноситьсякнемукакк равноправномучленусемьи, каккчеловеку, которыйможетпринятьсамостоятельноерешениеикоторыйможетпопросить опомощи.
Притакомподходеквоспитаниюребенкарольвзрослогозаключаетсявтом, чтобыпомогатьребенкуделатьтотилииной выбор, обсуждая (именнообсуждаявместесребенком, аневещая«свысотысобственногоопыта») возможныепоследствия каждогорешения, исамоеглавное, уважатьвыбор, сделанныйребенком. Такой подходпредполагаетналичиепонимания, доверия, уважениямеждувзрослымиребенкоминепредполагаетнотаций, упреков, давленияинеобоснованных (тоесть непонятныхдляребенка) требований.
Итогдаподростокбудетсовершатьтот илиинойпоступокнепотому, чтоэтоему разрешаютилизапрещаютродители, а потому, чтоонпринялосознанноерешениеинесетзанегоответственность.
БОРЬБА СО СЛЕДСТВИЕМ
Такимобразом, чтобывашребенокне началупотреблятьнаркотики (несвязался сдурнойкомпанией, несовершалроковых ошибокит.д.), необходимоссамогодетствавоспитыватьегосамостоятельным, ответственнымчеловеком, человеком, способнымпредвидетьпоследствиясвоих поступковиотвечатьзаних.
Каквоспитатьтакогочеловека—однозначноответитьневозможно. Номожно попытатьсяразобратьсявтом, чтомыделаемнеправильно. Например, обратите внимание, чтопривычнаядлявсехнас «борьбасоследствием» (получил«двойку», пришелневовремядомойилииспачкалновуюкуртку—получинаказание, чтобывследующийразнеповаднобыло) не приноситрезультатов, азачастуютолько ухудшаетположениевещей: ребеноквообщеперестаетходитьвшколу, домой приходитвсепозжеит.д.
Этопроисходитпотому, чторебенок стремитсяизбежатьнаказания, иделает этовсоответствиисосвоейлогикой: не будуходитьвшколу—небудет«двоек», придупозже—оттянунеприятныйразговор, упреки. Вотиполучается, чтомыстараемсядобитьсяодного (улучшенияуспеваемости, соблюдениярежимадня), аполучаемпрямопротивоположное.
Носамымстрашнымрезультатомстановитсястенанепонимания, выросшаямеждуродителямииподростком. Икакследствие—мнениеподросткаотом, чтородителямбесполезночто-либообъяснять, обращатьсякнимзапомощью—вответ всеравноуслышишьдавнознакомыенотации, упреки, обвинения. Итогдаподростокидетнаулицу, ксверстникам, гдеего поймут, поддержатипосоветуют, например, «покуритьтравку»или«уколоться», чтобызабытьнеприятности, поднятьнастроение.
Недаромспециалистыоднойизосновныхпобудительныхпричинначалаупотреблениянаркотическихвеществназывают стремлениемолодыхлюдейуйтиотнеприятностей, жизненныхпроблем, улучшить своенастроение, достичьэмоциональногокомфорта.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
Вообщесверстникиначинаютигратьведущуюрольвжизниподростка: вобщенииснимионможетобсудитьволнующие еговопросы, попробоватьразличныеспособыповеденияиотношений. Инымисловами, жизньвподростковойгруппе—это репетициявзрослойжизни (ведьпрежде чемсестьзарульавтомобиля, человекотрабатываетнеобходимыедействиянатренажере—иначенеизбежатьаварии). Поэтомудляподросткаоченьважнобыть принятымвгруппе, соответствоватьее требованиямиправилам. Иесливгруппе принято«расслабляться»спомощьюнаркотиков, топередподросткомстоитвыбор: илидействовать«каквсе», илиоказаться белойворонойсрискомбытьизгнанным изгруппы. Последнееявляетсядлянего, пожалуй, самымстрашным.
Вотвамиещеодинтолчоккначалуупотреблениянаркотиков: облегчениеобщениясосверстникамисвоегоипротивоположногопола, преодолениезамкнутости, стеснительности, достижениечувствараскованности, атакжестремлениеподражать, неотставатьотсверстников, быть принятымгруппой.
Какмывидим, подростковыйвозраст— оченьсложный, болезненный (преждевсегодлясамойвзрослеющейличности) ив тожевремябесконечноважный, жизне-определяющий. Такктоже, какнемудрые, любящие, терпеливыеродители, всостояниипомочьподросткупреодолетьэтот тернистыйпутьвзросления? Аотнас, для тогочтобыребенокпринялнашупомощь, понялнашежеланиепомочьему, требуетсялишьтеплоеизаботливоеотношениек нему, егоэмоциональноепринятие, пониманиееговозрастныхособенностей, поддержкавтрудныхситуациях, сотрудничествосним...
Просто? Нетнепросто. Нодавайтебудемпомнить, чтонашемуершистому, замкнутому, грубому, ленивому (списокпродолжитесами) подросткуещетруднее: ведь онвступаетвСВОЮжизнь, гдевседля негоново.
«Я ЗАБЛУДИЛАСЬ В СЕБЕ»
Сложностьпознаниясебяиокружающих оченьточноотразиласьвэтих, пустьнеумелых, ноискреннихстихахдевочки-подростка:
Втуманеязаблудилась
Иненайтимнесебя.
Зачемянасветпоявилась,
Еслисамусебянемогунайтия?
Туманвсеокутал,
Инекудамнеидти.
Белыйвоздухменязапутал,
Сбилспрямогопути.
Итишина. Иникого.
Янеслышудыханьясвоего,
Янечувствуюсердцебиенья—
Белыйтуман, кактысячапривидений.
Язаблудиласьвсебе,
Ведьэтозамкнутыйкрут.
Исомненья, туманвезде,
Идумы, раздумьявокруг.