Версия сайта для слабовидящих
X

Введите пароль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия информационных технологий №61 города Донецка"

school img

  • slide1.jpg
  • slide2.jpg
  • slide3.jpg
  • slide4.jpg
  • slide5.jpg
  • slide6.jpg
  • slide7.jpg
  • slide8.jpg
  • slide9.jpg
  • slide10.jpg
  • slide11.jpg
Обложка Киевский 61


Экскурсия по школе

Приглашаем Вас совершить виртуальную экскурсию по Донецкой гимназии информационных технологий № 61

Ссылка

Страница психолога

Психологическая помощь детям, родителям, педагогам. Консультации практического психолога Донецкой гимназии № 61

Ссылка

Дополнительное образование

Донецкая гимназия № 61 – это комплекс, где Вы можете получить дополнительное эстетическое, спортивное, техническое образование

Ссылка

Menu

 

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Лекция для родителей

Румия Калинина,

кандидат психологических наук,

научный консультант

Центра психолого-педагогической

реабилитации и коррекции,

г. Псков

   Наверно, неошибусь, еслипредположу, чтоэтотвопросзадавалсебекаждыйро­дитель, воспитывающийподростка. Кто-то задумываетсяобэтомвсерьез, пригляды­ваетсяксвоемуотпрыску, акто-толишь ужасается«нынешнимнравам», считая, что егосемьюэтапроблеманекоснется. Вто жевремяпугающаястатистикаростасбы­таиупотреблениянаркотиковнегде-тона «дикомЗападе», авнашемродномгоро­десвидетельствует, чтозлонаркомании, увы, нещадитникого, уничтожаявсено­выечеловеческиежизниисудьбы.

ФАКТОРЫ РИСКА

Ктожеизподростковнаиболееподвер­женрискупопастьвомутнаркомании? Исследователивыделяютбиологические (патологиябеременностииродов, хрони­ческиезаболеванияипр.), социальные (плохаяорганизациядосуга, целенаправ­ленное«подсаживаниенаиглу»взрослы­миипр.) ипсихологические (воспитаниев семье, взаимоотношениясродителямии сверстниками, школьнаядезадаптация ипр.) факторыриска.

Яхочуподробноостановитьсянапсихо­логическихфакторахриска, таккак, намой взгляд, этото, чтоможетизменитькаж­дыйродительвсвоейсемье. Мы, ксожа­лению, неможемповернутьвремявспять иродитьнашегоребенкаабсолютноздо­ровым. Мынеможемтакжеждать, когда начнутработатьмногочисленныебесплат­ныекружкииликогдаправоохранительные органыпереловятвсехпродавцовнарко­тиков (опытпоказывает, чтоэтазадачане решенаниводнойстране). Нотолькоот нас, родителей, зависятнашиотношения сподростком, егоэмоциональноеблаго­получие.

Многиеродителипрекраснопонимают своюответственностьзаребенка, егоздоровье, поэтому делают, поихмнению, все возможное. Ксожалению, это«всевозмож­ное»нередкозаключаетсявкраткомибе­запелляционном—«запретить!»Запретить сынуилидочериходитьнадискотеку, за­претитьвстречатьсясподозрительными приятелями, запретитьболтатьсяпоули­це, запретить... Дамалоличтоможноеще запретитьподросткудляегожеблага!

Некажетсяливам, уважаемыевзрослые, чторебенокздесьвыступаетвкачестве объекта, неодушевленногопредмета, ко­торогоможнопоставитьвукромныйуго­лок, гдеегоминуютвсебедыинапасти?

Чтобыувидетьнеоднозначность (еслине сказатьошибочность) такогоподхода, да­вайтезадумаемся, чтопроисходитснашим ребенком, когдаонстановитсяподрост­ком? Ипочемуэтотвозрастявляетсята­ким«трудным»?

Деловтом, чтокромеанатомо-физиологическихизменений (изменениепропор­цийтела, половоесозревание), вподро­стковомвозрастепроисходятглубокиеличностныеизменения. Недаромэтотвозраст ещеназываютпереходным—подросток выходитиздетстваистановитсявзрослым.

Согласитесь, бытьвзрослымнепросто. Наверно, поэтомувзрослыечастодетство называютбеззаботным. Ведьвдетствеза тебявсерешаютстаршие—сколькогулять, какуюодеждуноситьикаксебявести. Они жеинесутответственностьзапоступки ребенка: подралсямальчишкаводворе— обвиняютродителей («Какогохулиганавос­питали!»), получил«двойку»вшколе—вызываютродителей («Кудавысмотрите?»). Исовсемдругоедело, когдаречьидето взросломчеловеке—самопаздываетна работу, самзаэтополучаетвыговор.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Другимисловами, бытьвзрослым—это значитжитьсвоимумом, планироватьсвои действияинестизанихответственность. Этозначитоцениватьокружающиесобы­тия, людей, своиичужиепоступкиинаэтой основестроитьсвоеповедение, своиот­ношения.

Такимобразом, подростоквпервыена­чинаетсмотретьнамирсвоимиглазами, а неглазамивзрослого. Емунужнозаново, по-своему, оцениватьокружающихего людей (втомчислеиродителей), атакже себяисвоюжизнь. Приэтомзачастуюпод­ростокприходитквыводу, чтоегомнение, егооценкинесовпадаютсоценкамивзрос­лых. Например, мамасчитает, чтоносить водномухетрисережки—этовульгарно иглупо, а 13-летняядочьуверена, чтоэто пискмоды.

Ситуацияусугубляетсятем, чтородите­линезамечают (илинехотятзамечать?) личностныхизмененийвподростке, по-прежнемусчитаютегомаленьким, несамо­стоятельным, требующимпостоянногокон­троляиопеки. Ав 12-13, итемболеев 15-16 летчеловекутесныэтирамки, не­выносимамелочнаяопека—онужеболь­шойихочетсамприниматьрешения!

Многиеродителивозмутятся: «Какже так! Еслиподросткампозволитьвсе, что онихотят, онижетакихдровналомают! Перестанутходитьвшколу, небудутноче­ватьдомаиещенеизвестночембудутза­ниматься!»Носпроситесебя, докакого возраставысможетеводитьзаручкуваше двухметровоедитявшколу, вытаскивать егоизподвалов, тоестьнестиответствен­ностьзаЕГОжизнь?

Конечноже, мынеговорим, чтонадо махнутьнаподросткарукой, броситьего, чтоназывается, напроизволсудьбы. Речь идетотом, чтобыотноситьсякнемукакк равноправномучленусемьи, каккчелове­ку, которыйможетпринятьсамостоятель­ноерешениеикоторыйможетпопросить опомощи.

Притакомподходеквоспитаниюребен­карольвзрослогозаключаетсявтом, что­быпомогатьребенкуделатьтотилииной выбор, обсуждая (именнообсуждаявмес­тесребенком, аневещая«свысотысоб­ственногоопыта») возможныепоследствия каждогорешения, исамоеглавное, ува­жатьвыбор, сделанныйребенком. Такой подходпредполагаетналичиепонимания, доверия, уважениямеждувзрослымире­бенкоминепредполагаетнотаций, упре­ков, давленияинеобоснованных (тоесть непонятныхдляребенка) требований.

Итогдаподростокбудетсовершатьтот илиинойпоступокнепотому, чтоэтоему разрешаютилизапрещаютродители, а потому, чтоонпринялосознанноереше­ниеинесетзанегоответственность.

БОРЬБА СО СЛЕДСТВИЕМ

Такимобразом, чтобывашребенокне началупотреблятьнаркотики (несвязался сдурнойкомпанией, несовершалроковых ошибокит.д.), необходимоссамогодет­ствавоспитыватьегосамостоятельным, ответственнымчеловеком, человеком, спо­собнымпредвидетьпоследствиясвоих поступковиотвечатьзаних.

Каквоспитатьтакогочеловека—одно­значноответитьневозможно. Номожно попытатьсяразобратьсявтом, чтомыде­лаемнеправильно. Например, обратите внимание, чтопривычнаядлявсехнас «борьбасоследствием» (получил«двой­ку», пришелневовремядомойилииспач­калновуюкуртку—получинаказание, что­бывследующийразнеповаднобыло) не приноситрезультатов, азачастуютолько ухудшаетположениевещей: ребенокво­общеперестаетходитьвшколу, домой приходитвсепозжеит.д.

Этопроисходитпотому, чторебенок стремитсяизбежатьнаказания, иделает этовсоответствиисосвоейлогикой: не будуходитьвшколу—небудет«двоек», придупозже—оттянунеприятныйразго­вор, упреки. Вотиполучается, чтомыста­раемсядобитьсяодного (улучшенияуспе­ваемости, соблюдениярежимадня), апо­лучаемпрямопротивоположное.

Носамымстрашнымрезультатомстано­витсястенанепонимания, выросшаямеж­дуродителямииподростком. Икакслед­ствие—мнениеподросткаотом, чторо­дителямбесполезночто-либообъяснять, обращатьсякнимзапомощью—вответ всеравноуслышишьдавнознакомыено­тации, упреки, обвинения. Итогдаподро­стокидетнаулицу, ксверстникам, гдеего поймут, поддержатипосоветуют, напри­мер, «покуритьтравку»или«уколоться», чтобызабытьнеприятности, поднятьна­строение.

Недаромспециалистыоднойизоснов­ныхпобудительныхпричинначалаупотреб­лениянаркотическихвеществназывают стремлениемолодыхлюдейуйтиотнепри­ятностей, жизненныхпроблем, улучшить своенастроение, достичьэмоционально­гокомфорта.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Вообщесверстникиначинаютигратьве­дущуюрольвжизниподростка: вобще­нииснимионможетобсудитьволнующие еговопросы, попробоватьразличныеспо­собыповеденияиотношений. Инымисло­вами, жизньвподростковойгруппе—это репетициявзрослойжизни (ведьпрежде чемсестьзарульавтомобиля, человекот­рабатываетнеобходимыедействиянатре­нажере—иначенеизбежатьаварии). По­этомудляподросткаоченьважнобыть принятымвгруппе, соответствоватьее требованиямиправилам. Иесливгруппе принято«расслабляться»спомощьюнар­котиков, топередподросткомстоитвыбор: илидействовать«каквсе», илиоказаться белойворонойсрискомбытьизгнанным изгруппы. Последнееявляетсядлянего, пожалуй, самымстрашным.

Вотвамиещеодинтолчоккначалуупо­треблениянаркотиков: облегчениеобще­ниясосверстникамисвоегоипротивопо­ложногопола, преодолениезамкнутости, стеснительности, достижениечувстварас­кованности, атакжестремлениеподра­жать, неотставатьотсверстников, быть принятымгруппой.

Какмывидим, подростковыйвозраст— оченьсложный, болезненный (преждевсе­годлясамойвзрослеющейличности) ив тожевремябесконечноважный, жизне-определяющий. Такктоже, какнемудрые, любящие, терпеливыеродители, всосто­яниипомочьподросткупреодолетьэтот тернистыйпутьвзросления? Аотнас, для тогочтобыребенокпринялнашупомощь, понялнашежеланиепомочьему, требует­сялишьтеплоеизаботливоеотношениек нему, егоэмоциональноепринятие, пони­маниееговозрастныхособенностей, под­держкавтрудныхситуациях, сотрудниче­ствосним...

Просто? Нетнепросто. Нодавайтебу­демпомнить, чтонашемуершистому, замк­нутому, грубому, ленивому (списокпродол­житесами) подросткуещетруднее: ведь онвступаетвСВОЮжизнь, гдевседля негоново.

«Я ЗАБЛУДИЛАСЬ В СЕБЕ»

Сложностьпознаниясебяиокружающих оченьточноотразиласьвэтих, пустьне­умелых, ноискреннихстихахдевочки-под­ростка:

Втуманеязаблудилась

Иненайтимнесебя.

Зачемянасветпоявилась,

Еслисамусебянемогунайтия?

Туманвсеокутал,

Инекудамнеидти.

Белыйвоздухменязапутал,

Сбилспрямогопути.

Итишина. Иникого.

Янеслышудыханьясвоего,

Янечувствуюсердцебиенья—

Белыйтуман, кактысячапривидений.

Язаблудиласьвсебе,

Ведьэтозамкнутыйкрут.

Исомненья, туманвезде,

Идумы, раздумьявокруг.

Login Form

Счетчик посещений

1967972
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Все дни
1657
1181
6722
5481
17842
22855
1967972

Forecast Today
2280

3.23%
51.03%
3.67%
1.23%
0.31%
40.53%
Online (15 minutes ago):7
7 guests
no members

Your IP:3.129.39.55