Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия информационных технологий № 61 города Донецка"

school img

  • slide1.jpg
  • slide2.jpg
  • slide3.jpg
  • slide4.jpg
  • slide5.jpg
  • slide6.jpg
  • slide7.jpg
  • slide8.jpg
  • slide9.jpg
  • slide10.jpg
  • slide11.jpg


Экскурсия по школе

Приглашаем Вас совершить виртуальную экскурсию по Донецкой гимназии информационных технологий № 61

Ссылка

Страница психолога

Психологическая помощь детям, родителям, педагогам. Консультации практического психолога Донецкой гимназии № 61

Ссылка

Дополнительное образование

Донецкая гимназия № 61 – это комплекс, где Вы можете получить дополнительное эстетическое, спортивное, техническое образование

Ссылка

Социальная компетентность как фактор здоровья учащихся

 

Основной  задачей  образования  в  современных  условиях  становится  необходимость  повышения  его  качества,  достичь  которое  возможно  лишь  при  переориентации  всего  процесса  на  личностное  развитие  молодого  человека,  его  интеллектуальных  и  созидательных  способностей.

Стремительное  распространение  новых  информационных  технологий  усиливают  эту  потребность,  что  влечет  внесение  качественных  корректировок  во  весь  процесс  социализации  ребенка.  Одаренные  подростки  часто  испытывают  несоответствие  между  их  интеллектуальными  возможностями  и  условиями  окружающей  среды,  поэтому  для  этой  категории  детей  этот  процесс  наиболее  актуален  и  является  приоритетной  задачей  как  образовательного  процесса  в  целом  так  и  процесса  социализации,  осуществляемого  в  ее  рамках.  Социализацию  в  образовательном  пространстве  следует  рассматривать  как  их  социальное  становление,  при  котором  молодой  человек,  во-первых  усваивает  социальный  опыт  и  успешно  взаимодействует  с  социальным  окружением,  а  во-вторых,  —  реализует  себя  как  личность,  оказывая  определенное  влияние  на  различные  жизненные  ситуации  людей  из  своего  окружения.  При  таком  понимании,  в  процессе  социализации  происходит  становление  личности,  формирование  ее  устойчивых  черт,  которые  проявляются  в  социально-значимой  и  организованной  и  регулируемой  обществом  деятельности.  И.С.  Кон  дает  следующее  определение  процесса  социализации:  «Это  усвоение  индивидом  социального  опыта,  определенной  системы  социальных  ролей  и  культуры,  в  ходе,  которого  создается  конкретная  личность».  Известная  исследовательница  данной  проблемы  О.Н.  Мачехина  под  социальной  компетентностью  подразумевает  как  индивидуальный  комплекс  качеств  характера,  знаний,  умений,  навыков  и  социально-психологических  характеристик,  который  определяет  уровень  его  взаимоотношений  с  окружением  и  дает  ему  возможность  принять  единственно  верное  решение  для  выхода  из  разнообразных  жизненных  катаклизмов.  Это  предполагает  фазу  социальной  адаптации,  включающую  приспособление  индивида  к  социально-экономическим  условиям,  ролевым  функциям,  социальным  нормам,  складывающимся  на  различных  уровнях  жизнедеятельности  общества,  к  социальным  группам,  организациям,  институтам,  и  фазу  интериоризации  —  процесс  включения  социальных  норм  и  ценностей  во  внутренний  мир  человека. 

Следовательно,  термин  «социализация»  включает  в  себя  совокупное  влияние  всех  социальных  процессов  на  индивида,  под  воздействием  которых  он  осваивает  и  воспроизводить  определенную  систему  знаний,  норм  и  ценностей,  позволяющих  ему  успешно  функционировать  в  качестве  полноправного  члена  общества.  На  процесс  социализации  оказывают  влияние  не  только  осознанные,  организованные  и  регулируемые  целенаправленные  воздействия,  но  и  спонтанные,  неожиданные.  Стихийные  воздействия,  которые  оказывают  не  только  положительное  влияние,  в  определенных  условиях  оказывают  достаточно  сильное  влияние  на  процесс  становления  человека.  Основные  факторы,  оказывающие  так  или  иначе  влияние  на  ход  процесса  социального  становления  ребенка  можно  разбить  на  несколько  групп:

·микросреда  школьная  и  внешкольная:  уровень  организации  учебно-воспитательного  процесса,  сплоченность  классного  и  школьного  коллективов,  неформальное  окружение,  молодежные  объединения,  наличие  разнообразных  кружков  и  секций  по  интересам,  социально-экономическое  положение  семьи,  национально-этническое  окружение,  сеть  образовательных,  культурно-досуговых  учреждений,  неформальные  группы  в  микрорайоне  проживания;

·мезофакторы:  социально-экономическое  положение  региона,  особенности  менталитета  народа,  тип  поселения,  национально-культурные  традиции,  принятые  нормы  поведения  в  обществе;

·микрофакторы:  социально-экономическое  положение  дел  в  стране,  государстве,  в  мире  и  на  планете,  процессы,  происходящие  в  космосе.

В  последнее  время  активную  поддержку  многих  исследователей  получила  идея  интегративности  процесса  социализации,  центральное  место  в  котором  занимает  социальная  компетентность.  В  течении  длительного  времени  в  качестве  результата  образования  рассматривались,  так  называемые,  «ЗУНы»,  которые  теоретически  обосновывали  и  определяли  совокупность  необходимых  знаний,  умений  и  навыков,  методики  их  формирования,  критерии  контроля  и  оценки.  Данная  парадигма  достаточное  время  соответствовала  запросам  общества  и  устраивает  его  некоторую  часть  и  в  настоящее  время.  Но  глобальная  задача  —  обеспечить  вхождения  молодого  человека  в  социум  и  его  успешную  адаптация  в  нем,  требуют  от  образования  необходимость  обеспечить  более  полный,  социально-и  личностно-интегрированный  результат.  Понятие  «компетентность»  явилось  в  качестве  такого  интегрального  феномена  как  результата  образования,  что  привело  к  введению  новой  парадигмы  результата  образования,  которое  нашло  обоснование  исследовательском  труде  «Компетентность  в  современном  обществе»  Дж.  Равена. 

Педагоги,  занимающиеся  проблемами  образования  (Н.В.  Кузьмина,  А.К.  Маркова,  Л.А.  Петровская)  не  только  запустили  процесс  исследования  компетенций,  формулируя  их  от  3-х  до  39,  но  и  начали  вносить  изменения  в  процесс  обучения,  нацеленные  на  их  формирование  как  конечный  результат.  Исследователи  учитывают,  что  для  каждого  вида  деятельности  необходим  определенный  набор  компетенций. 

О.Н.  Мачехина  считает,  что  социальная  компетентность  является  индивидуальным  комплексом  качеств  характера,  соответствующего  набора  знаний,  умений  и  навыков,  психологических,  социальных  характеристик,  которые  определяют  уровень  успешности  адаптации  подростка  в  социуме  и  позволяют  ему  найти  единственно  верный  выход  из  различных  жизненных  перепетий.  Каждый  отдельный  компонент  в  этой  связке  рассматривается  как  отдельная  компетенция.

Понятие  социальная  компетентность  тесно  связана  с  понятием  социальной  роли,  но  считается,  что  социальную  роль  (ученика,  работника,  домохозяйки  и  др.),  «предоставляет»  индивиду  социум,  ожидая  от  него  четких,  определенных  социальной  ролью,  действий.

Социальная  компетенция  в  отличии  от  социальной  роли  предусматривает,  определенный  индивидуальностью  молодого  человека  понимание  многочисленных  характеристик  роли.  В  связи  с  этим  особое  место  в  формировании  социальных  компетенций  отводится  жизненному  опыту,  имеющемуся  у  человека  на  определенном  этапе.  К  другим  его  составляющим  можно  отнести  ряд  психологических  характеристик:  терпимость  к  суждениям  товарищей  и  окружающих  людей,  умение  адаптироваться  в  различных  ситуациях,  не  терять  чувство  самообладания  при  неожиданных  обстоятельствах,  постоянное  стремление  к  успеху,  умение  урегулировать  конфликтные  ситуации.  При  достаточно  высоком  уровне  их  сформированности  молодой  человек  чувствует  себя  более  уверенно  в  социуме.

Так  как  социальная  компетентность  состоит  из  социальных  компетенций,  то  указанные  выше  характеристики  определяют  как  отдельную  компетенцию,  так  и  социальную  компетентность  в  целом.  Особенно  важно,  что  социальная  компетентность  кроме  психологических  характеристик,  состоит  из  двух  компонентов:  содержательного  (знания)  и  процессуального  (умения).  Следовательно,  компетентность  человека  проявляется  не  столько  в  понимании  сути  проблемы,  сколько  в  умении  его  успешно  разрешить  (знания  +  умения).

С  точка  зрения  И.А.  Масловой  степень  сформированности  социальной  компетентности  подростка  проявляется  через  его  индивидуальные  образования,  которые  можно  измерить.  К  таковым  относятся:  в  аспекте  отношения  к  себе  —  устойчивое  самовоспитание  в  любом  направлении,  ориентация  на  здоровье  как  ценность,  автономность,  адаптированность,  в  отношении  к  обществу  —  патриотизм;  гуманизм,  социальная  активность,  социальная  толерантность. 

Контакты

Login Form

Счетчик посещений

659567
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Все дни
584
380
1940
2592
6050
10731
659567

Forecast Today
696

3.63%
63.42%
4.00%
1.58%
0.48%
26.89%
Online (15 minutes ago):15
15 guests
no members

Your IP:54.83.93.85