Версия сайта для слабовидящих
X

Введите пароль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия информационных технологий №61 города Донецка"

school img

  • slide1.jpg
  • slide2.jpg
  • slide3.jpg
  • slide4.jpg
  • slide5.jpg
  • slide6.jpg
  • slide7.jpg
  • slide8.jpg
  • slide9.jpg
  • slide10.jpg
  • slide11.jpg
Обложка Киевский 61


Экскурсия по школе

Приглашаем Вас совершить виртуальную экскурсию по Донецкой гимназии информационных технологий № 61

Ссылка

Страница психолога

Психологическая помощь детям, родителям, педагогам. Консультации практического психолога Донецкой гимназии № 61

Ссылка

Дополнительное образование

Донецкая гимназия № 61 – это комплекс, где Вы можете получить дополнительное эстетическое, спортивное, техническое образование

Ссылка

Menu

Пути повышения эффективности урока

Методические рекомендации

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Каждая «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:

1) четкая целенаправленность урока;

2) достаточное организационное и материальное обеспечение;

3) оптимальный психологический режим;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность, преемственность и завершенность учебных операций;

6) экономия времени на уроке;

7) непрерывный контроль и самоконтроль;

8) восстановление делового равновесия при его нарушении;

9) закрепление и оценка знаний, умений;

10) непрерывное совершенствование учебного процесса.

Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.

Вместе с тем нетрадиционному уроку как авторскому произведению присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими и управляемыми. Большинство учителей продолжают использовать технологию традиционного урока, который при умелой его организации может быть и воспитывающим и развивающим.

Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов. Среди них лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками, постановка проблем и проведение экспериментов, опытов, лабораторных работ, семинаров, экскурсий, практикумов, зачетов. Сегодня школа, каждый учитель должны быть сориентированы не только на систему знаний, но и на самообразование учащихся.

Сегодняшний урок собирает в себе все проблемы школьного воспитания, отражает общий облик школы и состояние дела воспитания детей.

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

ПЕРВЫЙ:  «Урок  есть  открытие  истины,  поиск  и  осмысление ее  в  совместной деятельности учителя и ученика. Целью урока всегда является открытая  наукой  закономерность  мира,  адаптированная для  детского  восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний. Ведь урок – это духовное общение группы, содержанием которого является научное знание.

Истина не вкладывается в ребенка,  как  в  мешок. Ее  можно  только постигнуть, наполнив личностным смыслом. И тогда многое в процессе обучения перестанет быть проблематичным с позиции запоминания.

ВТОРОЙ постулат новой технологии урока: «Урок есть часть жизни ребенка». Строгий урок предполагал забвение ее за порогом школы, максимальное устремление к знаниям. Свободный урок есть протекание 45-минутного момента жизни как продолжение ее домашней, уличной. Разумеется в иных условиях.

ТРЕТИЙ постулат современной технологии урока звучит так: «Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». Свободный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Здесь, правда, одной доброй воли недостаточно. Очень многое зависит от профессионализма учителя. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения.

Поэтому педагог должен предварять любую форму работы фразой «Если нам не понравится, мы можем заменить другой работой, ведь мы с вами хозяева положения». Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный. Чтобы реализовать на уроке данные культурные ценности, педагог использует систему пяти организационных правил:

– доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка;

– сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей способы выполнения требования;

– предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования;

– предъявлять доступные для детей требования в настоящий период их развития;

– переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личного Я.

И, конечно же, не забывать авансировать детей, перед тем как они приступят к реализации поставленной задачи.

Все эти принципиальные основания, по которым должен выстраиваться урок, могут и не совпадать с принципиальными основами семейной, дворовой, общественной жизни, в контекст которой вмонтировало ребенка его рождение. Такое несовпадение очень даже плодотворно, т. к. оно демонстрирует ребенку другой опыт, который находится за пределами его житейского опыта.

Урок в большинстве случаев имеет объяснительно-иллюстративную структуру, у которой, конечно же, есть ряд положительных сторон (таких как организационная четкость, систематический характер обучения, разносторонность и обилие информации). Но слабых сторон у этой структуры больше:

1) преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников;

2) превалирование фронтальных форм работы;

3) шаблонное построение урока;

4) доминирование монологической формы обучения, отсутствие возможности для организации самостоятельной поисковой познавательной деятельности обучающихся;

5) перенесение большой тяжести работы на д/з;

6) отсутствие самостоятельности.

Комфортность обучения как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса

Первое, на что следует обратить внимание, – как отражается учебный процесс на физическом самочувствии школьников.  Насколько велики и посильны для детей ложащиеся на их плечи нагрузки, как они отражаются на детском организме.

Другой показатель комфортности образовательного процесса, тесным образом взаимосвязанный с первым, – это ощущение эмоционального благополучия и безопасности в ходе педагогического взаимодействия.

Комфортность как характеристика образовательной среды возможна в том случае, если в школе созданы условия для активизации способностей учащихся, развития их личности.

Существует еще один субъективный показатель комфортности обучения. Это удовлетворенность (или неудовлетворенность) учащихся различными сторонами обучения.

Принципы развивающего обучения определяют основные подходы к уроку:

1. Исследовательский подход. Его характерная черта – реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем осваивает знания, умения, объекты или то и другое.

2. Коммуникативный или дистанционный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время приобретает собственную точку зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

3. Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием, затем итоги деятельности обсуждаются.

Развивающее обучение вносит свои коррективы в организацию учебной деятельности и содержание изученного материала.

Памятка  учителю

(распределение материалов темы по блокам)

1. Заинтересовать темой:

Вокруг любой темы существует обилие информации, способной привлечь внимание, заинтриговать. (Зачем этот вопрос вообще изучать? Что было до нас по этому вопросу? Что происходит сейчас и каковы перспективы в будущем?) На этом этапе все хорошо использовать: и мудрость, и загадку, и шараду, и приглашение интересных людей со стороны. Именно на этом этапе необходимо вызвать невероятное любопытство к проблеме, которая будет потом изучаться несколько уроков. Образ урока на этом этапе – самый многоликий: и театрализация, и демонстрация творческого подхода, и рассказы об истории науки, и демонстрация экспериментов...

2. Базовый минимум:

После того как интерес разгорелся, необходимо предложить базовый минимум. Внутри каждой темы целесообразно выделить этот минимум действительно как кратчайший, после чего хорошо дать работу на самоконтроль. Эту работу точнее было бы назвать экспресс-диагностикой. Первое задание этой работы направлено на базовый минимум сложности, на то, что успели обсудить. Второе– на умение использовать и установить связь нового с ранее изученным, то, что еще не разбирали, но если хорошо усвоено прошлое, то учащиеся могут сами разобраться. Третье задание – попытка творческого подхода к материалу. Причем учитель понимает, что с ним справятся только некоторые дети. Вариант такой работы может быть только один. Потом ребенок сам сравнит свою работу с эталоном. За первое задание – 3 балла, за второе – 4, за третье – 5. На этом этапе отметка выставляется в журнал только с согласия ученика.

3. Уроки-тренировки на всем материале:

Задача этого этапа довольно обширная – разобрать достаточно подробно весь материал темы во всех сложностях и связях и с пройденным прежде, и с тем, что изучают по другому предмету, с этим связанным. Уроки-тренировки могут строиться по-разному. Наиболее эффективный тип такого урока связан с разделением класса на группы, действующие каждая в своем режиме. Причем предшествующая самостоятельная работа показывает учителю, каким образом разделить класс на группы по данной теме. Для сильных и средних спланировать самостоятельные задания, причем группа сильных может консультировать остальных учащихся. Учитель же работает с той группой, которая оказалась самой слабой.

4. Объективный контроль по всей теме:

Завершает тему контрольное занятие по всей теме – устное, письменное или практическое. Опять-таки оно должно отражать усвоение материала по всем трем уровням сложности. Причем это является своеобразным самоконтролем и для учителя. Действительно ли все освоили базовый уровень? Усвоена ли связь данной темы с другими темами, если не каждым учеником, то большинством в классе? А кто из учеников и как склонен проявлять в данной теме личные способности?

Login Form

Счетчик посещений

1947699
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Все дни
609
690
4135
4908
20424
21084
1947699

Forecast Today
1080

3.22%
51.09%
3.68%
1.18%
0.31%
40.53%
Online (15 minutes ago):3
3 guests
no members

Your IP:54.204.117.206